"Без привлечения трудовых мигрантов из других государств России не обойтись"

В России могут амнистировать таджикских трудовых мигрантов, совершивших административные правонарушения. Об этом сообщает газета "Известия". Профессор Государственного университета управления, доктор политических наук Владимир Волох ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Вопрос планируют обсудить парламентарии и министры двух стран в рамках конференции по межрегиональному сотрудничеству. Амнистировать могут тех, кто нарушил нормы КоАП два раза и более. Сейчас им запрещен въезд в Россию.

— Как вы считаете, нужно ли амнистировать трудовых мигрантов из Таджикистана?

— Первое, что мне хотелось бы сказать, что касается трудовой миграции, то все расчеты, все исследования ученых, экономистов показывают, что в настоящее время Россия, как и многие другие развитые государства и страны, не может обойтись полностью без привлечения трудовых мигрантов, — так что это первая истина, которая не оспаривается. Второй вопрос: безусловно, Российская Федерация заинтересована в том, чтобы к нам приезжали и работали законопослушные мигранты, это касается не только трудовых мигрантов, но и тех, кто приезжает на учебу, те, кто приезжает в отпуск, на каникулы, на лечение и так далее. Поэтому, конечно, те меры, которые сейчас проводятся, касающиеся пресечения, предупреждения нелегальной иммиграции, я полностью поддерживаю.

Третий вопрос: что касается амнистии для отдельных, я подчеркиваю слово "отдельных", категорий иностранных граждан. Мы с вами знаем, что касается административных правонарушений — это не преступления, это те правонарушения, которые прописаны в Кодексе об административных правонарушениях, к ним относятся даже такие, как "перешел улицу в 10 метрах от пешеходного перехода", это уже административное правонарушение, налагается взыскание, соответственно, может быть запрет на въезд, также такие нарушения, как отсутствие регистрации, не успел оформить разрешительные документы для работы и так далее. Я полагаю, что все-таки должен существовать срок давности. Если это административное правонарушение уже совершено, и прошло определенное количество времени, наверное, можно рассматривать вопрос о снятии этого административного правонарушения, об амнистировании. Мне кажется, что правильно поступают парламентарии, которые выносят этот вопрос на соответствующую повестку.

— А сейчас, в соответствии с нынешним законодательством, въезд запрещается вообще навсегда?

— Нет, до пяти лет запрещается въезд, это достаточно большой период.

— Срок нужно сокращать, вы считаете?

— Безусловно.

— До какого предела, есть у вас уже предложения?

— Учитывая, что эти меры стали приниматься практически год назад, я полагаю, что год, который прошел, является тем основанием, который дал повод нарушителям административного режима подумать о своем поведении и исправиться, приняв правильное решение.

— Если будет такая простая процедура — один год, а потом обратно можно будет въехать, то будут все нарушать, увеличится число административных правонарушений?

— Нет, я не думаю, к счастью, наша статистика показывает, что за этот год резко увеличилось количество мигрантов, я говорю, не только о трудовых мигрантах, иностранных граждан, которые легально встали на миграционный учет, практически в два раза стало больше. О чем это говорит: прежде всего, я отношу к тому, что более активно стали работать средства массовой информации, в том числе и ваша передача, которая рассказывала о том, что за нарушения может быть соответствующее административная или уголовная ответственность, а тем, кто легально приезжает, Российская Федерация всегда рада. Есть определенные результаты в положительную сторону, с точки зрения сокращения количества правонарушений и увеличения легально находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан. Я думаю, что положительная тенденция, и в том числе, это благодаря вашей радиопередаче.

— Спасибо, господин Волох, как вы считаете, у нас сейчас дефицит трудовых мигрантов в стране, не получится ли так, что резко увеличится этот поток, в частности из Таджикистана?

— Нет, у нас не дефицит трудовых мигрантов, у нас дефицит трудовых ресурсов в целом. По отдельным отраслям, я не хочу сказать, что везде, но по отдельным отраслям и отдельным регионам, безусловно, у нас не хватает рабочих рук. Я говорю не только свою точку зрения, этой позиции придерживается большинство ученых экономистов. Причем это касается не только высококвалифицированных работников, об этом мы уже неоднократно говорим, и есть положительное движение в сторону лучшего, но и в ряде случаев тех работников, которые в ограниченном количестве могут использоваться на низкоквалифицированных работах.

— Нам что, внутри страны неоткуда брать эти ресурсы с учетом безработицы во многих регионах? Может быть, какие-то программы для наших граждан лучше создавать?

— Безусловно, это должна быть внутренняя мобильность. Внутренняя миграция должна увеличиваться, к сожалению, у нас за последнее время резко упала внутренняя миграция населения, что совершенно неправильно. Безусловно, надо работать и по этому направлению, но в целом расчеты показывают, что на сегодняшний день без привлечения трудовых мигрантов из других государств Российской Федерации не обойтись.

Вся лента