"Путин олицетворяет силу и готовность российского государства отстаивать свою самостоятельность и суверенитет"
В Сочи продолжает работу международный дискуссионный клуб "Валдай". В мероприятии принимают участие более 100 экспертов из 25 стран. Ведущий "Коммерсантъ FM" Алексей Корнеев обсудил наиболее яркие заявления, сделанные на этом форуме, с главой фонда "Институт социально-экономических и политических исследований" Дмитрием Бадовским.
— Как бы вы пояснили, в каком контексте были произнесены слова Вячеслава Володина "Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России"?
— Дискуссия о том, что происходит в России о состоянии общественного мнения в России, об уровне популярности власти в России — это дискуссия, которая идет во многих странах и в экспертном сообществе и СМИ весь последний год. Действительно для многих, в том числе, наших зарубежных коллег, экспертов, то, какая консолидация произошла в России общественного мнения по вопросу воссоединения с Крымом и в условиях давления внешнего через санкции на Россию, было неожиданным. Возможно, кто-то рассчитывал на обратный эффект, но на сегодняшний день это действительно беспрецедентная консолидация. И многим хочется понять, с чем это связано, почему это так происходит, насколько это устойчивый феномен, он является ситуативным или долгосрочным. И собственно эти дискуссии шли на "Валдае" и вчера, и сегодня. Но еще раз повторю, это не только валдайская дискуссия, это дискуссия, которая в целом весь этот год занимает и наши, и западные экспертные сообщества.
— Вы считаете нормальным, что вся эта конструкция под названием "Россия" держится на одном человеке?
— Дело не в этом. Понимаете, у нас люди действительно, во-первых, не воспринимают внешнего давления, во-вторых, это не только вопрос сегодняшнего года и сегодняшнего дня, граждане России прекрасно понимают, что Путин действительно возродил Россию, восстановил государственную дееспособность, перезапустил социально-экономическое развитие за двухтысячные годы. И главное, что всегда происходило — это отстаивание самостоятельности и реального государственного суверенитета России, в том числе в условиях разнообразного внешнего давления. Это является абсолютно принципиальным. И ровно поэтому, когда сегодня разворачиваются атаки на Путина, они, естественно, воспринимаются гражданами, как атаки на Россию. Именно Путин олицетворяет силу и готовность российского государства отстаивать свою самостоятельность и суверенитет. И эти принципы являются безусловными для всего общества.
— Почему же все-таки так произошло, что без Владимира Путина эта система функционировать не будет? Или будет, как вы считаете?
— Я тут могу вас вернуть к словам самого Владимира Путина, который сказал на том же "Валдае" в 2007 году. Он говорил о том, что государственный суверенитет в современном мире — вещь эксклюзивная, редкая, считанное число государств в мире могут сказать, что они действительно обладают реальным суверенитетом, реальной самостоятельностью, сами определяют свою судьбу и свое развитие. И сам Путин тогда в 2007 году подчеркивал, что Россия — такая страна, которая не может существовать без защиты своего суверенитета, и она или будет независимой и суверенной, или ее вообще не будет.
Для России это вещь принципиальная, и именно то, что Путин реализовывал эту политику все годы, является одной из фундаментальных основ его популярности и его рейтинга. Именно это лежит в основе того, что люди ценят, что было сделано после распада восьмидесятых и девяностых годов, и что действительно Путин заново собрал Россию, восстановил ее суверенитет и государственную дееспособность. В конце концов, люди видят примеры и Югославии, и Сирии, и соседней Украины. И они понимают, что дефицит лидерства может приводить к тому, что страна не сможет справиться с внешним давлением. И кто бы ни руководил Россией, он должен следовать этим принципам, они являются абсолютно безусловными.
— Но тут как раз безвариативная схема: не "кто-либо" руководил Россией, а именно Владимир Путин. Почему невозможно такой формулы, например, в Германии или США: нет Обамы — нет Америки, нет Меркель — нет Германии?
— Главное — принципы и ценности. Безусловны они. И да, их действительно в последние десятилетия выражает в российской политике Путин. За это ему благодарна страна. И все понимают, что вот без этих принципов, без следования этим принципам, России, какой мы ее хотим видеть, может не быть. Может не быть сильной России, самостоятельной, суверенной, целостной России — то есть настоящей России. А вместо этого может быть опять попытка возвращения страны к 90-м годам. К государственной слабости, упадку, пресмыканию перед внешним влиянием и давлением.