Новости

У «Расстрельного дома» выставляют портреты людей, приговоренных в нем к смерти

Тамара Всеволодовна Лицинская - студентка 2-го курса вечернего отделения Рабфака им.Ленина. Расстреляна по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1937 году. Освальд Яковлевич Нодев (1896-1938) Нарком внутренних дел Туркменской ССР. Расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1938 году

Фото: Фото предоставлено Пресс-службой Государственного музея истории ГУЛАГа

Фотографии из следственных дел председателя артели слепых Антона Мирского, токаря Германа Знаменского, директора кондитерской фабрики Матильды Прамнэк, а также Бабеля, Мейерхольда и Пильняка — всего 30 напечатанных на железных пластинах портретов выставлены ко Дню памяти жертв политических репрессий на Никольской улице. Именно там, в доме N 23, располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР, которая только за два года — с 10 октября 1936-го по 30 ноября 1938-го — приговорила к расстрелу 31 456 человек. Большинство портретов на уличной выставке, организованной Музеем истории ГУЛАГа, предоставлено обществом "Мемориал", которое хранит многочисленные копии следственных дел — доступ к оригиналам, находящимся в архиве ФСБ, официально является открытым, но по факту, не будучи родственником репрессированного, получить их до сих пор почти невозможно. Выставка продлится до 12 ноября.


На «МедиаУдаре» собирают архив активистского искусства

В рамках единственного российского фестиваля, полностью посвященного активистскому искусству, создается Медиатека — любой желающий может заявить о себе как о художнике, прислав по почте или принеся организаторам собственное или чужое произведение арт-активизма. Все работы будут выставлены с 31 октября по 9 ноября на ARTPLAY, а после объединены в пополняющийся онлайн-архив. Медиатека логично вписывается в выбранный устроителями фестиваля формат баркемпа — когда все участники (и художники, и кураторы, и посетители) собираются на конкретной площадке и делают все, что хотят, на выбранную ими же тему без всякого регламента или программных ограничений. Также на "МедиаУдаре" в этом году будет показан антигомофобный моноспектакль Артура Саркисяна "Война лиц", "Свободное марксистское издательство" презентует переводы стихотворений Пьера Паоло Пазолини с фриульского диалекта на русский и русинский языки, а участники проекта "Зона права" проведут аукцион в поддержку "узников 6 мая".


Том Хэнкс написал рассказ для журнала The New Yorker

Фото: AP

"Как мы вчетвером выяснили, в этом году слетать на Луну оказалось намного проще, чем в 1969-м,— да никто и не удивится",— так начинается первый рассказ актера "Alan Bean Plus Four" о путешествии четырех друзей на Луну. Хэнкс, дважды обладатель "Оскара", сыгравший капитана лунной миссии в "Апполоне 13", сказал, что перечитал столько научной фантастики, что теперь, как прилежный студент литературного курса, должен был попробовать себя в этом жанре: по дороге на Луну его герои смотрят на айпаде сериал "Во все тяжкие", делают селфи на фоне Земли и наблюдают рассвет под музыку из "Короля Льва". Также Том Хэнкс сам начитал и записал аудиоверсию своего рассказа, которую можно бесплатно послушать на Soundcloud.

Чарли Кауфман пишет сценарий комедийной антиутопии

Фото: Evan Agostini, AP

Чарли Кауфман напишет сценарий для голливудского долгостроя — киноадаптации фантастического романа Артура Херцега "I.Q. 83", которая находится в разработке разных продюсерских компаний уже почти 20 лет. Главный герой, доктор Джеймс Хили, в ходе экспериментов с ДНК случайно распространяет вирус, из-за которого у людей стремительно падает уровень I.Q.: президент США, пуская слюни в телеэфире, объявляет войну эпидемии слабоумия, а сам Хили начинает скорее искать лекарство, замечая, как начинает потихоньку тупеть. По замыслу продюсеров, классическая антиутопия Херцега благодаря Кауфману должна превратиться в современный вариант "Доктора Стрейнджлава". На главную роль уже взят комик Стив Карелл, которому в этом году прочат "Оскар" за драматическую роль в фильме "Охотник на лис".

Джоан Роулинг выложит новую историю о Гарри Поттере

Фото: AFP

К счастью многочисленных поклонников поттерианы Джоан Роулинг в канун Хэллоуина опубликует у себя на сайте новый рассказ, который будет посвящен Долорес Амбридж — одному из главных отрицательных персонажей саги. Расистка Амбридж стала ненадолго директором Хогвардса — Дамблдора собирались посадить в тюрьму Азкабан, и он бежал из школы — но была похищена кентаврами, после того как назвала их полукровками. Новый рассказ длиной в 1700 слов будет о темном прошлом Амбридж. Писательница не первый раз привязывает публикацию дополнительной истории из вселенной Гарри Поттера к определенной дате — к финалу чемпионата мира по футболу 2014 года Роулинг написала рассказ от лица таблоидной журналистки Риты Скиттер о том, как Гарри, Рон и Гермиона смотрят финал чемпионата мира по квиддичу.


Американская ретроспектива одного из первых нигерийских фотографов

Фото: Chief S. O. Alonge Collection, Eliot Elisofon Photographic Archives

К столетию объединения британских колоний на территории Нигерии Национальный музей африканского искусства при Смитсоновском институте подготовил масштабную выставку фотографий Соломона Осаджи Алонге, который на протяжении 50 лет был главным фотографом бенинского короля и самым популярным частным фотографом. Королевство Бенин (не путать с Республикой Бенин) было официально упразднено британскими колониалистами в конце XIX века, однако монаршая династия до сих пор правит в Бенин-сити, городке на юге Нигерии — именно там в 1942 году Алонге открыл "Студию идеальной фотографии", в которой впервые сфотографировались многие нигерийцы. По словам куратора выставки Эми Стейпл, "снимая на протяжении десятилетий и рядовых жителей, и королевский двор, Алонге в своих фотографиях запечатлел, как на бытовом уровне Нигерия переходила от британского владычества к независимости". Помимо сотен портретных и официальных снимков на выставке также представлены ткани с фотографическими принтами, изображающими бенинских монархов, и техника, которой пользовался Алонге.


Франческо Веццоли разрисовал древнеримские бюсты

Фото: Courtesy Almine and Bernard Ruiz-Picasso Private Collection

Итальянский художник, которого называют главным последователем Энди Уорхола и сравнивают то с Джеффом Кунсом, то с Синди Шерман, прославился своими проектами с главными звездами современности — от перформансов с участием Леди Гаги до короткометражек с Кортни Лав, Натали Портман и Хелен Миррен, но в своей последней работе он, по его же словам, решил поиграть с прошлым. Опираясь на обширные исследования профессора Университета Нью-Йорка Клементе Маркони и историка из Кембриджа Эндрю Уоллеса-Хадрилла об использовании цвета в древности, Веццоли вернул пяти мраморным римским бюстам I-II веков нашей эры их аутентичный полихромный вид. Серия "Teatro Romano" будет выставлена в нью-йоркском Музее современного искусства, по заказу которого Веццоли работал, до марта 2015 года.


40 путевок
было продано в пятидневный тур по Риму, организованный Porsche Travel Club, в рамках которого туристы посетили первый в истории закрытый концерт в Сикстинской капелле, где выступил хор Оркестра Национальной академии Санта-Чечилия. До сих пор здание, находящееся под защитой ЮНЕСКО, не сдавалось для проведения частных мероприятий, и туристической компании потребовалось личное разрешения папы Франциска. Стоимость одной путевки составила €5 тыс. Деньги от аренды — точная сумма, которую получил Ватикан, не разглашается — пошли в благотворительный фонд, занимающийся проблемами бездомных по всему миру. Ранее сообщалось, что дирекция Музеев Ватикана вынуждена ограничить доступ туристов в Сикстинскою капеллу, чтобы защитить фрески Микеланджело.

100 инвалидных колясок
принесли к зданию Линкольн-центра протестующие, среди которых был бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, выступая против новой постановки Метрополитен-оперы, посвященной захвату палестинскими террористами круизного лайнера в 1985 году, во время которого был убит 69-летний еврей, передвигавшийся в инвалидной коляске, Лион Клингхоффер. Опера "Убийство Клингхоффера" композитора Джона Адамса становилась причиной массовых протестов по всему миру со времени премьеры в 1991 году — еще тогда дочери Клингхоффера заявили, что поющие со сцены террористы "идеализируют убийство их отца". Новая волна протестов не отпугнула зрителей — почти все билеты уже раскуплены.

250 млн долларов
в качестве компенсации требует у продюсеров "Симпсонов" актер Фрэнк Сиверо, сыгравший гангстера Фрэнки Карбоне в "Славных парнях" Скорсезе, за то, что создатели мультсериала якобы использовали созданного им героя. Сиверо утверждает, что Луи, один из подчиненных Жирного Тони, крестного отца Спрингфилдской мафии, был полностью списан с персонажа, образ которого — от одежды и прически до манеры говорить — он самостоятельно разработал для фильма Скорсезе. Более того, по словам Сиверо, еще в 1989 году продюсер "Симпсонов", имевший тогда три "Оскара" за фильм "Язык нежности", Джейм Л. Брукс был его соседом и подсматривал, как он работает над образом Фрэнки Карбоне, а затем даже предлагал Сиверо работать в "Симпсонах". Компания Fox от комментариев отказывается.


Стивен Фрирз снимет фильм о легендарной бездарной певице

Картина "Флоренс", заглавную роль в которой исполнит Мерил Стрип, расскажет историю наследницы гигантского состояния, американской светской львицы Флоренс Фостер Дженкинс, считающейся первым представителем "аутсайдерской музыки". Флоренс прославилась тем, что, несмотря на полное отсутствие слуха и голоса, считала себя гениальной оперной певицей — она за свой счет устраивала собственные концерты, а неизменный смех в зале считала проявлением "профессиональной зависти". В 1944 году 76-летняя Дженкинс дала первый концерт в Карнеги-холле — 3 тыс. билетов на премьеру были раскуплены за несколько дней, хотя стоили по $20 ($270 — по нынешнему курсу),— и через месяц умерла якобы от обиды на разругавших ее нью-йоркских критиков. Режиссером фильма стал Стивен Фрирз, а главную мужскую роль — менеджера Дженкинс, поощрявшего ее в желании петь,— сыграет Хью Грант.


98% тех зданий, что строятся и проектируются сейчас,— полное дерьмо. Ни чувства стиля, ни уважения к человеку — вообще ничего, просто хреновые дома

Фрэнк Гери, архитектор, лауреат Притцкеровской премии, на пресс-конференции после вручении ему награды принца Астурийского


Фильм о человеке, который придумал слово «геноцид»

Отправной точкой "Стражей неба" Эдет Белзберг (номинация на "Оскар" за документальный фильм "Дети подземелья" о румынских беспризорниках, живущих в метро) стала биография Рафаэля Лемкина, американского юриста еврейского происхождения, который в 1944 году изобрел термин "геноцид" и потратил всю жизнь, убеждая международное сообщество создать закон о наказании за массовое уничтожение людей. Лемкин, еще будучи студентом Львовского университета, понял, что в юриспруденции отсутствует термин для обозначения истребления армян в Османской империи, и после бегства в США в 1942 году (49 родственников Лемкина, несмотря на его уговоры, остались в Польше и были убиты в концлагерях) он начал собирать теоретическую базу для описания уже нацистских преступлений, считая, что, дав им точное название, сможет их остановить. Он добился включения термина "геноцид" в Нюрнбергские приговоры, инициировал принятие конвенции ООН "О предупреждении и наказании преступления геноцида", а после добивался ее ратификации по всему миру. Помимо Лемкина героями Белзберг стали Бенджамин Ференц, главный обвинитель на Нюрнбергском процессе по делу об айнзацгруппах, Луис Морено-Окампо, прокурор Международного суда в Гааге, и Эммануэль Увурукундо, правозащитник, переживший геноцид в Руанде. "Стражи неба" будут показаны на Еврейском кинофестивале в Бостоне.


Нил Гейман переписал сказку про Гензеля и Гретель

Фото: Toon Books

Свою версию сказки братьев Гримм, созданную в соавторстве с итальянским иллюстратором Лоренцо Маттотти, знаменитый фантаст написал под впечатлением от поездки в лагерь сирийских беженцев: дровосек здесь бросает детей в лесу, после того как военные разорили его хозяйство и ему становится нечем кормить детей. Гейман не хотел писать отвлеченно-романтическую или, напротив, излишне гротескную сказку, его задачей было показать детям ужас и напомнить, что с ним тоже можно воевать — именно такое настроение призваны передать макабрические, черные иллюстрации Маттотти, в которых по мере развития сюжета появляется все больше белого цвета. Еще до публикации книги права на ее экранизацию купила продюсер Джульет Блейк, причем снимать по сказке Геймана будут не анимационный, а игровой фильм.

Никита Солдатов

Вся лента