Бег без препятствий

Совместный проект ИД «Коммерсантъ» и банка ВТБ 24

ИД "Коммерсантъ" и банк ВТБ 24 объявляют конкурс для малого бизнеса "Ниша на миллиард". Победитель получит бесплатное банковское обслуживание компании на один год, специальные условия по кредиту, а также станет героем публикации на сайте и в одном из печатных изданий ИД "Коммерсантъ".

Фото: Екатерина Силина

Текст: Полина Русяева

В конце октября на сайте СФ стартовал совместный интерактивный проект ИД "Коммерсантъ" и банка ВТБ 24 "Ниша на миллиард". Цель конкурса — определить самый перспективный и легко масштабируемый бизнес в одной из пяти наиболее привлекательных сфер малого предприни-ма-тельства.

Конкурс будет проходить в несколько этапов. Первый — сбор заявок на участие в проекте. Чтобы стать участником конкурса, нужно заполнить онлайн-анкету на официальной странице конкурса "Ниша на миллиард". Заявки принимаются до 9 ноября включительно. Далее стартует открытое голосование, по итогам которого определятся 15 компаний-полуфиналистов — по три проекта в каждой нише. Всех претендентов на победу в конкурсе мы представим в декабрьском номере СФ. А в середине декабря будет запущен финальный этап голосования, по результатам которого аудитория Kommersant.ru выберет победителя конкурса. Итоги мы подведем на официальной странице проекта 15 декабря.

Рынок на вырост. Макроэкономисты пугают население надвигающимся кризисом, но предприниматели настроены решительно

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Победитель конкурса "Ниша на миллиард" получит ценные призы от организаторов — бесплатное банковское обслуживание компании в течение одного года и специальные условия по кредиту ВТБ 24 для бизнеса, возможность стать героем публикации на сайте и в одном из печатных изданий ИД "Коммерсантъ" и участие в круглом столе на радио "Коммерсантъ FM".

Кроме того, ВТБ 24 учредил дополнительный приз: создатели лучшей, по версии экспертов банка, бизнес-модели на рынке получат бесплатное обслуживание пакета премиальных финансовых услуг "Привилегия".

Принять участие в конкурсе и побороться за призы могут основатели компаний, работающих в одном из пяти сегментов рынка: "экологически чистые товары и услуги", "домашние питомцы", "образование для детей и взрослых", "красота и здоровье", "уличный фастфуд". Именно эти пять ниш, на наш взгляд, в ближайшие несколько лет будут на пике популярности.

Пять сфер малого предпринимательства, отобранных ИД "Коммерсантъ" и ВТБ 24, имеют четыре базовые характеристики. Во-первых, относительно низкий порог входа на рынок, то есть запуск бизнеса в этих сегментах не требует огромных инвестиций — для старта достаточно нескольких миллионов рублей. Во-вторых, отсутствие на рынке явных лидеров — это означает, что сфера до сих пор не консолидирована, а значит, шансы на успех имеет любой грамотно построенный бизнес. В-третьих, быстрая масштабируемость — подразумевается возможность активной экспансии как внутри отдельного взятого города, так и по всей стране. И наконец, в-четвертых, высокий потенциал роста: выбранные нами рыночные ниши удовлетворяют основные потребности людей, поэтому менее чувствительны к снижению потребительской активности в кризисное время.

Зеленый след. Правильное питание становится образом жизни. Однако спрос на экоеду до сих пор превышает предложение

Фото: РИА НОВОСТИ

Экологически чистые товары и услуги

Наличие приставок "био-", "эко-" и "органик-" на товарах сегодня мало о чем говорит потребителям — производители зачастую используют такие слова в качестве PR-ходов. Делают они это неспроста: люди активно стремятся к правильному образу жизни и готовы за него платить.

Количество запросов "натуральные продукты" в "Яндексе" за первые девять месяцев текущего года выросло почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Более того, как показывает исследование Marketing Index за первое полугодие 2014 года, 67% россиян потенциально готовы тратить на покупки больше денег — в случае, если речь идет об экологически чистой продукции.

Объем мирового рынка биопродуктов составляет около $70 млрд в год, российского — пока $150 млн, по оценке объединения "Агрософия". Впрочем, динамика на протяжении последних нескольких лет стабильно позитивная: рынок ежегодно прибавляет по 30-40%.

Во второй половине 2000-х годов горожан вдруг потянуло к земле. Одни побросали офисы и рьяно взялись выращивать кур, кроликов и прочую живность, другие начали выстраивать инфраструктуру по продаже (подробнее — СФ N10/2012). За прошедшие годы в сфере производства биопродуктов появились крупные компании — "Органик", "Агранта", "Агрост", "Аривера", основатели которых вложили в свои холдинги не один десяток миллионов долларов. Впрочем, любое лидерство на рынке натуральной продукции сегодня довольно условно.

По стране сейчас раскиданы сотни небольших хозяйств, где фермеры-энтузиасты выращивают на продажу "зеленые" продукты. Купить еду, маркированную "эко-", "био-" и проч., сегодня можно не только в специализированных розничных магазинах (например, московском "Био-маркете", принадлежащем "Органик"), но и фактически в любой крупной торговой сети ("Ашан", "Метро", "Азбука вкуса" и т. д.). И хотя крупные игроки вынужденно взяли курс на создание вертикально интегрированных холдингов (кейс про компанию "Аривера" Ильи Калеткина читайте в СФ N9/2014), до насыщения рынку натуральных продуктов по-прежнему далеко.

В качестве основных драйверов роста на ближайшие годы эксперты рынка экологически чистой продукции называют введенные Россией продовольственные санкции в отношении США и стран Евросоюза (рестораторы и ритейлеры уже начали "закрывать" часть выбывших импортных позиций местными наименованиями), а также поступательное снижение стоимости российских натуральных продуктов. Например, купить местную биокартошку сегодня можно менее чем за 100 руб., в то время как импортная еще весной стоила около 300 руб.

Кроме того, потребители могут так и не разобраться в терминологии — куда важнее, что некогда просто модное направление наконец начало трансформироваться в привычный образ жизни.

Текст: Полина Русяева

15 компаний после первого этапа открытого голосования пройдут в финал конкурса "Ниша на миллиард". Победитель проекта будет объявлен в середине декабря.

Домашние питомцы

По числу домашних животных на душу населения Россия занимает третье место в мире после Китая и США. Однако ее вклад в мировой рынок товаров и услуг для животных не превышает и 3%. Многие сегменты зоорынка в нашей стране либо отсутствуют вовсе, либо находятся в зачаточном состоянии.

Домашних питомцев в России любят: по данным Росстата, 40% россиян держат мелких животных. В России насчитывается 30 млн кошек и 21 млн собак. Абсолютным лидером по числу кошек и собак является Китай — их там 276,4 млн. Общая численность других домашних животных — лошадей, грызунов, певчих птиц, пресмыкающихся, земноводных, аквариумных рыбок — на территории России измеряется 30 млн. И с каждым годом любовь россиян к домашним животным будет только усиливаться. Этому способствуют нынешние демографические тенденции — например, урбанизация и ослабление семейных уз. Владельцы покупают своим питомцам корма и всевозможные прибамбасы вроде мисок-лотков-ошейников-поводков, часто отказывая в необходимом самим себе.

На привязанности людей к животным выросла огромная индустрия. Так, общий объем рынка зоотоваров в России достиг $4 млрд. Ежегодно на содержание домашних животных одни только москвичи тратят до $300 млн. Главный сегмент рынка зоотоваров — корма. По данным Euromonitor International, российский рынок кормов к 2016 году достигнет $2,16 млрд и войдет в десятку крупнейших мировых рынков. Но новичкам-производителям в этом секторе делать особо нечего: 80% продаваемых в РФ кормов выпускают международные корпорации и их российские заводы. Рынок кормов для декоративных и певчих птиц, лошадей, грызунов, рыб составляет $150-200 млн, здесь доля импорта гораздо меньше — 30-40%.

Щенячий восторг. В российских квартирах живут более 50 млн кошек и собак, и малый бизнес учится на них зарабатывать

Фото: ТАСС

Примерно на $1 млрд в год в России продается средств гигиены для животных: шампуней, бальзамов, кондиционеров, лосьонов, гелей, кремов и проч. Еще около $800 млн в год приходится на амуницию: ошейники, намордники, поводки, сбруи, подковы, а также одежду, аквариумную аппаратуру, клетки, вольеры. И если рынок кормов растет в среднем на 8%, то непродовольственные секторы — на 12-15% в год.

Торговля зоотоварами — высокодоходный бизнес. Средневзвешенная наценка на ассортимент составляет 55-70% в зависимости от региона и конкурентной среды. При этом, чтобы открыть зоомагазин, торгующий кормами и наполнителями для кошачьих туалетов, не требуется больших инвестиций. Подойдет любое благоустроенное помещение площадью 15-20 кв. м. Идеальный вариант размещения — популярный ТЦ, прикассовая зона продуктового супермаркета с проходимостью 8-10 тыс. человек в день.

Но самым динамичным — и самым молодым — является сектор зооуслуг. Судя по опыту европейских стран и США, спрос на российском рынке могут найти самые разные услуги: организация клубов по породам, содержание гостиниц, питомников, конюшен и аквариумов; перевозка, дрессировка; розыск пропавших животных и салоны красоты для домашних любимцев. Последние, например, уже начали появляться в России. "Меню" услуг в подобных салонах схоже с классическим набором — питомцев моют, стригут, причесывают, делают им маникюр. По экспертным оценкам, только москвичи оставляют в салонах и парикмахерских для животных не менее $24 млн в год. Правда, клиентура довольно узкая — люди с уровнем доходов выше среднего. По выражению одного из экспертов СФ, рынок парикмахерских услуг для собак ограничивается Рублевкой.

В этом смысле гораздо демократичнее гостиничные услуги, рассчитанные на владельцев собак и кошек, уезжающих в отпуск или командировку. В стране уже появились сети гостиниц для животных, крупнейшими считаются Cat's Dream Hotel и "Ганхор". Впрочем, до насыщения рынку услуг еще далеко.

Текст: Юлиана Петрова

Лифт красоты. Укладка и маникюр вошли в привычку у российских женщин. Но на внесение в это "меню" спа-процедур потребуется несколько лет

Красота и здоровье

Забота о красоте — фундаментальная потребность человека. Какие бы ни были времена, стричься и закрашивать седину, делать укладку и маникюр люди не перестанут. Рынок услуг красоты — одна из немногих ниш, где новичкам всегда найдется место.

По экспертным оценкам, люди оставляют в салонах 3,5% своих доходов. При этом 90% посетителей салонов пользуются парикмахерскими услугами, на втором месте по популярности — уход за ногтями, на третьем — косметические процедуры. Москвичи в 2013-м потратили на красоту 93,2 млрд руб., жители Екатеринбурга — 7,1 млрд руб. Весь российский рынок услуг салонов красоты сейчас достигает $4 млрд в год и в среднем растет на 15%. В Москве работает 5,5 тыс. салонов красоты, в Санкт-Петербурге — 2 тыс., всего в России насчитывается более 20 тыс. салонов. В столице, например, есть несколько сетей салонов эконом-класса (от 400 руб. за стрижку, от 300 руб. за маникюр). Крупнейшие — "Город красоты" с 20 заведениями и студия маникюра Лены Лениной с 93 салонами.

Игроков в российской индустрии красоты много. Тем не менее рынок открыт для новых участников. Ведь до сих пор остается большая прослойка потенциальных потребителей — людей, которые не пользовались или редко пользуются услугами салонов. Например, по данным исследования консалтинговой компании "Амико", 34% москвичей посещают салоны красоты раз в месяц, 27% — раз в два месяца, а более 20% посещают салоны редко или не посещают вовсе. Наиболее перспективными считаются заведения среднего или эконом-класса. Такие новые точки, по оценкам компании "Коминфо", могут рассчитывать на спрос $500 млн в год.

"Входной билет" на этот рынок относительно недорогой. Начать можно с малого — парикмахерского зала на пять кресел и кабинета маникюра-педикюра, а к сложным процедурам вроде инъекций ботокса перейти позже, когда накопится клиентура. Такой скромный салон с помещением 100-120 кв.м в жилом доме спального района обойдется не дороже 2 млн руб. Затраты на предприятие с оборудованными кабинетами и действующими медицинскими лицензиями (эстетическая медицина) составляют 4-5 млн руб. Полностью оборудованный салон без дополнительных лицензий обойдется в 2-3 млн руб.

В последние годы вошли в моду еще более демократичные точки — салоны экспресс-маникюра, или нейл-бары, в торговых центрах. Это небольшие станции на 10 кв. м, находящиеся вблизи основных маршрутов передвижения посетителей по торговому центру. Они представляют собой барные стойки на три-четыре рабочих места, за которыми работают мастера. Расходы на открытие — всего 600-800 тыс. руб. Идея хороша тем, что не нужно тратиться на маркетинг — поток большой и органический: женщины гуляют по магазинам, замечают нейл-бар и принимают решение сделать маникюр.

Рентабельность салонов красоты составляет 15-30%, а средняя выручка одного столичного заведения — 2,5-3 млн руб. в год. При грамотном ведении бизнеса в большом салоне можно рассчитывать в среднем на 100 посетителей в день, говорят эксперты.

Но есть и сложности: жесткие санитарные требования Роспотребнадзора к чистоте в салонах, а также дефицит кадров. По данным портала Superjob, по позиции парикмахера соотношение спроса и предложения составляет 1,1 резюме на одну вакансию. Это очень низкий показатель, поэтому сегодня в российских парикмахерских эконом-класса трудятся множество гастарбайтеров. Кроме того, хороших мастеров трудно удержать. Обычно владельцы заведений платят им 30% денег, полученных от клиента. Поэтому как только мастера обрастают клиентурой, они уходят из салона и начинают работать индивидуально.

Из-за проблем с менеджментом многие салоны закрываются меньше чем через год после открытия. Например, в одном только Санкт-Петербурге в 2014-м было выставлено на продажу 300 салонов красоты (15% общего количества салонов в городе) и по низким ценам — в среднем 800 тыс. руб. за точку. Этим могут воспользоваться умелые предприниматели. Осталось только подсадить на инъекцию красоты до сих пор не охваченную аудиторию.

Текст: Юлиана Петрова

$107 млрд достигнет объем мирового рынка электронного образования в 2015 году, посчитали в Ambient Insight. Эксперты называют дистанционное обучение самой востребованной сферой услуг.

Образование для детей и взрослых

Через несколько лет на смену привычным атрибутам учебного процесса — лекциям, тетрадкам, грифельным доскам — придут новые технологии. Новаторские сервисы воспитания и обучения затронут и дошкольников. Уже сейчас открываются частные детские сады нового поколения.

Экс-солист группы "Руки вверх!" Сергей Жуков, отец троих детей и успешный предприниматель, занят созданием сети частных детских садов X-Kids ("И.К.С. Кидс"), первый из которых откроется в этом году в Нижнем Новгороде. И.К.С. — это искусство, культура и спорт. В садике И.К.С.-формата будет всего 50 мест и четыре группы: две средние, младшая и старшая. С детишками станут заниматься психолог, массажист, инструктор по китайскому языку, тренеры по самбо и йоге, педагоги по хореографии и театральному мастерству. Жуков с партнерами купили под садик здание небольшого офисного центра и перестроили его. Инвестиции в проект составили 18 млн руб., которые предприниматели надеются окупить за два с половиной года. И это реально: число заявок от родителей, по словам Жукова, серьезно превысило количество мест, притом, что ежемесячная плата в X-Kids составит 30-35 тыс. руб.

В Нижнем Новгороде острая нехватка мест в детских садах: общая очередь в детсады на конец 2013-го составляла 39 253 человека, это в 13 раз больше, чем в Москве. Никаких частных садов в Нижнем Новгороде никогда не было. Аналогичная ситуация во всех крупных городах России. Например, в Екатеринбурге на конец 2013-го, по данным Росстата, своей очереди в детсад дожидаются 46,5 тыс. детишек, в Самаре — 32,5 тыс., в 540-тысячном Кемерово — 16,3 тыс. В дальнейшем Жуков планирует открывать садики в формате "Х" и в других городах-миллионниках. В Москву он не собирается: нужны совсем другие деньги, да и арендовать помещение 600-700 кв. м с территорией для прогулок в столице практически нереально.

Курсовая разница. Интернет стирает географические границы образования. Не выходя из дома, можно поучиться, например, в Гарварде

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Услуги альтернативного дошкольного воспитания — рынок на сотни миллионов долларов в год, говорят эксперты СФ. Модель хорошо масштабируется. Сначала надо разработать методики, пройти лицензирование, набрать хороших специалистов и создать образцовый детсад. Цены на услуги должны быть доступны для людей с уровнем доходов средним и выше среднего. А дальше можно по франшизе тиражировать такие заведения по всей стране.

Во "взрослом" сегменте образования самой востребованной темой являются услуги дистанционного обучения. Мировой рынок электронного обучения в 2015 году, по оценкам Ambient Insight, составит $107 млрд. Пока доля России в общем объеме близка к нулю, но после 2020 года на рынке труда появится достаточно специалистов с дипломами, полученными онлайн, полагают эксперты СФ. Потенциальная аудитория — все наше экономически активное население, 40 млн слушателей разных курсов.

Сегодня в России стремительно набирают популярность массовые открытые онлайн-курсы (MOOC). Один из самых известных в мире проектов — платформа Coursera.org — насчитывает около 150 тыс. пользователей из России. Она хороша тем, что дает бесплатный доступ к учебным курсам лучших учебных заведений мира. Можно бесплатно поучиться, например, в Гарвардском университете. Учащиеся слушают курсы, общаются с сокурсниками, проходят тесты и сдают экзамены непосредственно на сайте Coursera. На июль 2014 года в Coursera были зарегистрированы более 7 млн пользователей и 702 курса от 108 вузов мира. В нашей стране уже появилось несколько аналогов международного сервиса — например, "Универсариум".

Однако организовать себя на самостоятельное обучение способны немногие. Поэтому отсев слушателей начинается еще до начала занятий. На первое занятие "приходят" около 40% записавшихся. А к концу курса слушателей остается примерно 5-7%. Поэтому MOOC-платформы испытывают трудности с монетизацией своей огромной аудитории. Просто так чему-то учиться люди не хотят — нужен сильный побудительный мотив вроде поступления в вуз, бизнес-школу или сдачи языкового экзамена. Поэтому самыми коммерчески перспективными услугами эксперты считают курсы иностранных языков и курсы для предпринимателей по бухучету, маркетингу, продажам. Например, сервис изучения иностранного языка LinguaLeo за пять лет набрал базу из 10 млн пользователей. Перспективы монетизации — $6 млн выручки в год с каждого миллиона пользователей.

Большой коммерческий потенциал имеют услуги онлайн-образования для школьников. Родители в нашей стране не жалеют денег на репетиторов. По разным оценкам, рынок репетиторских услуг в России составляет около $2 млрд в год, причем он практически полностью "черный". Альтернативой могут стать "электронные" репетиторы. Например, онлайн-курсы Foxford (выручка в 2013-м составила 35 млн руб.) читают преподаватели МГУ, МФТИ и других ведущих вузов России, контроль успеваемости ведется через геймифицированную платформу, а родители могут следить за реальным прогрессом своего ребенка. К тому же интернет-репетитор в четыре-шесть раз дешевле живого. Поэтому предпринимателям от образования нужно в первую очередь заниматься маркетингом — донести до родителей преимущества онлайн-сервисов. В течение трех-четырех лет, уверены эксперты, интернет-образование перестанет быть экзотикой и станет естественной частью образовательной сферы.

Текст: Юлиана Петрова

350 млрд руб. На такую сумму, по оценкам экспертов, в прошлом году перекусили на ходу россияне. Доля москвичей — примерно 15%. По итогам текущего года рынок стрит-фуда вырастет на 15-20%.

Уличный фастфуд

Ежегодно жители России тратят более триллиона рублей на питание вне дома. Рынок общепита сложно назвать свободным, но уникальные концепции и нестандартный ассортимент позволяют предпринимателям найти подход к желудкам и кошелькам россиян.

Дюрюмы, салат бабагануш, бургер из херефордской говядины, кюфта в чиабате, фишбургер с белозерской треской, камчатский краб в рисовом тесте... Традиционный ассортимент столичной уличной кухни, долгое время состоявший преимущественно из шаурмы и кур гриль, в последние годы изменился до неузнаваемости.

В 2010 году новый мэр Москвы Сергей Собянин объявил войну киоскам и торговым палаткам, которые, по его мнению, мешали пешеходам и портили облик города. Результатом борьбы за красоту и удобство стало сокращение уличных ларьков, торгующих едой на скорую руку. Пострадали и независимые точки — число одних только торговцев шаурмой к 2013 году с 6 тыс. сократилось до 1,5 тыс., и крупные сети — например, компания "Маркон" потеряла около трети точек "Стардог!s" в?ЦАО. Однако головная боль одних обернулась возможностями для других.

Объем российского рынка общественного питания по итогам 2013 года превысил 1 трлн руб., доля уличного сегмента — примерно 30-35%. Причем, как отмечают эксперты, потребность в питании вне дома у россиян только возрастает. Этому способствуют как постоянно увеличивающийся ритм жизни в крупных городах, так и взятый многими муниципалитетами курс на популяризацию культурного досуга и отдыха россиян.

Ресторан на выезде. В 2014 году сегмент стрит-фуда преобразился — как с точки зрения форматов и концепций, так и с точки зрения ассортимента

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Пока крупные сети фастфуда вроде "Стардог!s", "Крошки-картошки" и "Теремка" ищут новые направления развития, в стрит-сегменте рождаются уникальные авторские концепции. В основном пропагандируется идея "быстрого питания ресторанного качества": новоиспеченные предприниматели в сфере стрит-фуд готовят блюда по небанальным рецептам, чаще всего из фермерских или и исключительно под заказ при покупателях. На смену привычным стационарным ларькам приходят мобильные и автоматизированные форматы. Например, все чаще в Москве можно встретить давно популярные в США автофургоны, оснащенные фритюрницами, гастроемкостями, пиццепрессами, дровяными печами и другими приспособлениями для приготовления пищи.

Большинство авторских концепций сегодня реализуются в общественных парках отдыха (самый яркий пример — ЦПКиО имени Горького), которые независимы в принятии решений от городских властей и готовы идти на компромиссы в вопросах о расположении точки питания, ее внешнем виде и "начинке". Например, автофургон "Парк пицца" Константина Букарева оформлен в стилистике итальянского домика: корпус выкрашен в?желтый цвет, на стенах нарисованы цветы.

Авторские концепции стрит-фуда требуют больших расходов по сравнению с сетевыми стандартизированными форматами. Однако даже в этом случае порог входа на рынок невелик: по оценкам собеседников СФ, для старта достаточно

1,5-2 млн руб., из которых более половины средств — приобретение и оборудование фургона. Меню стрит-точки обычно состоит из 5-15 наименований, средний чек — 150-350 руб. Рентабельность уличного заведения составляет 20-30%, но в пик сезона может достигать и 40%.

Естественно, не обходится без сложностей. Специфика бизнеса такова, что объем первоначальных капиталовложений по сути вторичен: гораздо большее значение имеют уникальность концепции, расположение и погода. Кроме того, предпринимателям, работающим в нише стрит-фуда, приходится прикладывать дополнительные усилия для контроля качества еды, чтобы она соответствовала той самой ресторанной концепции и могла конкурировать с многочисленными классическими кафе.

До насыщения рынку фуд-развалов далеко. Во-первых, сегмент рассчитан на людей с ежемесячным доходом от $200, а это фактически все экономически активное население России. Во-вторых, как показывает статистика, россияне тратят на питание вне дома не более 4% заработка, в то время как у многих европейцев этот показатель значительно выше: например, испанцы расходуют на общественное питание около 12% своего заработка. На руку сегменту уличной еды также может сыграть недавняя инициатива правительства Москвы: по задумке властей, на 5 тыс. москвичей должен приходиться минимум один объект стрит-фуда.

Текст: Полина Русяева

Примите участие в конкурсе или в голосовании — лучший участник проекта "Ниша на миллиард".

По итогам голосования аудитория сайта www.kommersant.ru определит лучший масштабируемый бизнес участника проекта.

Приз за первое место — эксклюзивный пакет банковских услуг для бизнеса от ВТБ 24:

— бесплатное обслуживание компании в банке на один год;

— специальные условия по кредиту для развития бизнеса.

Приз за лучшую бизнес-модель по версии ВТБ 24 — бесплатное годовое обслуживание пакета премиальных финансовых услуг "Привилегия" для владельца компании.

Срок проведения — с 27 октября по 14 декабря 2014 года. Информацию о сроках и источник информации об организаторе, о правилах его проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения можно узнать на www.vtb24.ru/promo/niche.

Материалы проекта на www.kommersant.ru/nishanamilliard. ВТБ 24 (ПАО). Генеральная лицензия Банка России N1623.

Кредит и бесплатное годовое обслуживание предоставляются банком ВТБ 24. Специальные условия по кредиту — сниженная ставка и требования к обеспечению. Заемщик должен соответствовать минимальным требованиям банка, установленным для выдачи кредитных продуктов.
Вся лента