«Фармакопейка» проявила неточность
Реклама аптечной сети заинтересовала антимонопольные органы
Франшизера одной из крупнейших омских аптечных сетей «Фармакопейка» антимонопольщики подозревают в распространении недостоверных сведений о фармацевтическом рынке Алтайского края и некорректном сравнении своих аптек с конкурентами. Признаки нарушения федерального закона о рекламе выявили участники барнаульского фармрынка, которых смутило наличие в рекламных листовках «Фармакопейки» предупреждения о якобы участившихся случаях фальсификата лекарственных средств в краевых аптеках. В «Фармакопейке» отказываются комментировать претензии ФАС.
Алтайское краевое управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России возбудило дело по факту распространения недостоверных сведений в рекламе омской аптечной сети «Фармакопейка» (нарушение п. 1 ч. 2 ст. 5, ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе»). С соответствующим заявлением в антимонопольный орган обратилось барнаульское ООО «Аптечная сеть ”Губернский лекарь”». Компания потребовала от ФАС проверить на предмет нарушения закона текст распространяемых в Барнауле рекламных листовок «Фармакопейки». Сомнения у конкурента вызвало сообщение авторов листовок об «участившихся случаях фальсификата лекарственных средств», из-за чего потенциального покупателя призвали «внимательно относиться к выбору аптеки» и требовать «сопроводительные документы, подтверждающие качество препаратов», если покупка осуществляется не в аптеке сети «Фармакопейка». Ответчиками по делу привлечены омский индивидуальный предприниматель Евгения Ганина, разместившая рекламу, и ООО «Продюсерский центр ПРОдвижение-Барнаул».
Аптечную сеть-дискаунтер «Фармакопейка» развивает омское ООО «Медэкспорт — Северная звезда», совладельцами которой, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», являются Олег Милютин (37%), Сергей Милютин (37%), Лев Савкин (26%). В 2013 году чистая прибыль компании составила 11 млн руб. По данным официального сайта компании, под брендом «Фармакопейка» работает 132 аптеки в разных субъектах РФ, из них восемь — в Барнауле. Согласно информации новосибирского арбитража, между «Медэкспортом» и Евгенией Ганиной в 2013 году был заключен договор франчайзинга, по которому предпринимательница получила право на использование знака «Фармакопейка».
Как вчера пояснили „Ъ“ в алтайском управлении ФАС, по обращению «Губернского лекаря» была проведена предварительная проверка. Антимонопольщики установили, что спорная реклама содержит «некорректное противопоставление аптечных организаций сети ”Фармакопейка” и других аптек, а также недостоверную информацию о ситуации на фармацевтическом рынке Алтайского края». «Мы обратились в главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, специалисты которого сообщили, что фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов на территории региона в 2013 году выявлено не было. Кроме того, в рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию лекарственных средств и необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов», — пояснили в ведомстве.
В барнаульской сети аптек «Фармакопейка» вчера отказались отвечать на запрос „Ъ“, переадресовав его в офис компании «Медэкспорт — Северная звезда». В «Медэкспорте» оперативно ответить на вопросы не смогли. Учредителя ООО «Аптечная сеть ”Губернский лекарь”» Андрея Комякова вчера весь день не было в офисе.
Конкуренты «Фармакопейки» в Омске соглашаются, что реклама сети аптек некорректна. «Такие претензии УФАС имиджу ”Фармакопейки” точно не помогут», — уверен совладелец сети аптек «Семейная» Станислав Немчинов. По данным игроков фармрынка, компания и так испытывает сложности с развитием. «У нас были намерения купить сеть ”Фармакопейка” и мы даже вели переговоры с ”Медэкспортом”, однако из-за разногласий между совладельцами сети сделка не состоялась», — рассказал „Ъ“ учредитель пермского фармацевтическо-логистического ООО «Годовалов» Андрей Годовалов.
Эксперты считают вероятность признания «Фармакопейки» виновной в нарушении закона «О рекламе» высокой. «В тексте есть некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами. А если в рекламе аптеки отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию лекарственных средств и необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, то доказать, что реклама нарушает закон, будет еще проще», — уверен адвокат компании «Налоговик» Сергей Варламов. Если вина отвечающих за рекламу лиц будет доказана, им грозит штраф до 500 тыс. руб., заключил эксперт.
Заседание комиссии алтайской ФАС по делу омской «Фармакопейки» назначено на 6 ноября.