Драгоценный зверинец
Новая ювелирная коллекция Panthere de Cartier
Осенью в бутики Cartier пришла коллекция Panthere de Cartier, версия 2014 года. Знаковые для дома пантеры в новом исполнении получились самыми разнообразными: это и браслет с пятнами из оникса с бриллиантами и хризопразами, и колье со свернувшейся калачиком пантерой, и кольцо с томно лежащим хищником. Самые интересные в коллекции — полая подвеска в виде полусферы, вырезанная из цельного куска ляпис-лазури, в которой нежится пантера из желтого золота, и кольцо-скелетон в виде головы пантеры, выпущенное как в белом, так и желтом золоте, с паве из бриллиантов и без него.
Гимн пантере был пропет не просто так: в нынешнем году символу, ставшему неотделимым элементом стилистики Cartier, исполняется 100 лет.
Впервые ювелиры фирмы обратились к хищной теме в 1914 году, создав словно предвосхитившие эстетику ар-деко часы в пятнах, сделанные из платины, бесцветных бриллиантов и черного оникса. Пятнами был украшен круглый ободок корпуса часов, в который был изящно вписан квадрат циферблата. В том же 1914-м иллюстратору Жоржу Барбье от Луи Картье поступил заказ создать приглашение на выставку. Рисунок получил название «Дама с пантерой» и оказался настолько хорош, что его решили использовать в рекламной кампании Cartier 1920-х годов — его можно встретить в каждом салоне дома и по сей день.
Уже в 1915-м в мастерских Cartier Paris появились часы-брошь с пятнами пантеры. Занимательно, что приобрел этот раритет для своей личной коллекции тогдашний директор Cartier New York Жак Картье.
История часов и рисунка Барбье хоть и является отправной точкой в появлении прайда ювелирных пантер, не столь знаменита, как история другой «пантеры» дома — Жанны Туссен. Музу Луи Картье и с 1933 года арт-директора фирмы наградили этим прозвищем за изящность и загадочность. Она же добавляла пятна пантер в украшения, а 1919-м для нее было создано первое изделие, в котором зверь предстал целиком — хищник, украшавший футляр для косметики, был исполнен в ониксе и бриллиантах. В 1927-м работать в Cartier пришел дизайнер Питер Лемаршан, совместно с Жанной Туссен они разработали для дома первые фигуративные броши в виде пантеры.
Исполнялись драгоценные кошки не только для коллекций, но и под заказ. Так, в 1948 году для герцогини Виндзорской была создана брошь в виде пантеры из золота с эмалевыми пятнами, восседающей на редкого мятно-зеленого оттенка изумруде весом 116,74 карата. Это изделие стало первым, где животное было выполнено в объеме, как сказали бы сегодня, 3D. Всего год спустя по заказу герцога Виндзорского Cartier изготовили еще одну экстраординарную брошь — из платины с бриллиантами с пантерой на сапфировом кабошоне весом 152,35 карата. Герцогиня потом не сможет остановиться и будет заказывать украшения с пантерами одно за другим.
Среди преданных клиенток Cartier и не менее преданных поклонниц фирменного символа — Дейзи Феллоуз, Барбара Хаттон, принцесса Ширин Ага-хан (Нина Дьер) и «мексиканская пантера» Мария Феликс. Для Ширин Ага-хан ее второй муж Садруддин Ага-хан заказал несколько украшений, самое технически сложное из них — усыпанный бриллиантами и пятнами, созданными из сапфиров, браслет с головами пантеры, которые также могут носиться как серьги, сам браслет может стать ручкой вечерней сумочки.
1980-е стали важным этапом в истории пантеры: в 1983-м вышли часы Panthere (вариация Santos de Cartier), в 1985-м — линия Silverium, в рамках которой звери изготавливались из золота с серебром, в 1987-м — аромат Panthere de Cartier. В те же 1980-е Cartier — фирма, раньше других озаботившаяся сохранением собственного наследия, созданием архивов и музейного собрания,— выкупает на аукционе, посвященном коллекции герцога и герцогини Виндзорских, несколько важных предметов: уже упомянутую брошь в виде пантеры на сапфировом кабошоне, а также лорнет с головой на ручке. На втором аукционе Sotheby`s, прошедшем в 2010 году и продававшем часть коллекции герцога и герцогини Виндзорских, пополнить свой зверинец Cartier уже не смог. Браслет 1952 года стал топ-лотом аукциона и ушел с молотка за £4 521 250. Чего стоят новые Panthere de Cartier, узнаем лет через 50 — только приобретать их лучше все-таки сейчас: уж больно это современные и в хорошем смысле модные украшения.
«Классика», ул. Ульянова, 5