Оренбуржье на взлете

авиация

Пилотный проект по развитию региональных авиаперевозок на территории Приволжского федерального округа стартовал 1 апреля 2013 года. Именно этот день в Оренбуржье теперь считают днем рождения, а точнее, возрождения региональной авиации.

Фото: Сергей Медведев

Половина за билет

Впервые идею о необходимости возрождения региональных перевозок высказал в конце 2011 года президент РФ Владимир Путин. Однако загрузка воздушных судов на местных рейсах традиционно невысока, поэтому себестоимость кресла, а с ней и цены на билеты повышаются автоматически. Как следствие, задача связать авиасообщением региональные центры, возобновив прерванные много лет назад полеты на короткие расстояния, могла быть выполнена только при условии финансирования со стороны государства.

Платить предстояло не только за новые самолеты, но также за модернизацию аэропортовых комплексов, за обслуживание авиатехники, в том числе за создание инфраструктуры для прохождения ТО на местах.

Кроме того, софинансирование потребовалось и пассажирам — в противном случае платежеспособный спрос на местные полеты стремился бы к нулю. Достаточно посмотреть на цифры: за последние 30 лет, по данным Минтранса РФ, объемы региональных авиаперевозок в Приволжье снизились почти в 50 раз: с 3 млн до 41 тыс. человек в год.

Да, одна из причин — в отсутствии самолетов соответствующего класса. Но есть и другая — отсутствие соответствующих экономических возможностей у населения. "Возрождение региональной авиации на условиях софинансирования, когда пассажир оплачивает половину стоимости перелета, а вторую субсидирует государство, выведет ситуацию с развитием региональных авиаперевозок в округе на качественно иной уровень",— заявил на совещании в Самаре в январе 2013 года министр транспорта Максим Соколов.

В итоге в 2013 году на свет появилось постановление правительства РФ о предоставлении субсидий на осуществление воздушных перевозок внутри регионов и между ними. Кроме того, стартовала госпрограмма "Развитие авиационной промышленности", рассчитанная на 12 лет, а также пилотный проект развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе, где прямыми авиационными маршрутами связали все 14 столиц субъектов округа.

Казахстан заинтересовался

Решение о создании региональной авиакомпании "Оренбуржье" на базе ГУП "Аэропорт Оренбург" губернатор Оренбургской области Юрий Берг принял в сентябре 2012 года. А уже 1 апреля 2013 года, на месяц раньше первоначально обозначенного срока, началось выполнение полетов. К этому времени в парке авиакомпании было три воздушных судна L-410 каждое вместимостью 17 кресел, при этом средняя загрузка на начальном этапе составляла 6-9 человек, а после так называемой раскатки рейсов достигла 9-12 человек.

Помимо рейсов в пределах ПФО авиакомпания начала выполнять рейсы в Уральский федеральный округ, в Екатеринбург и Челябинск. Причем после того как парк воздушных судов пополнился четвертым самолетом, на маршруте Оренбург--Екатеринбург--Оренбург частота рейсов была увеличена до шести раз в неделю. Дальше — больше. Были открыты новые рейсы в Самару и Саратов, а также в казахстанский Актобе. Всего же в расписании рейсов значится десять крупных городов, среди которых Уфа, Челябинск, Казань, Пермь и другие.

Городами, впрочем, решили не ограничиваться, и теперь самолеты авиакомпании "Оренбуржье", которых в настоящее время уже шесть, летают в райцентры и поселки области — Кваркено, Светлый, Адамовка.

В текущем году авиапарк пополнится еще двумя воздушными судами, а в 2015-м оренбуржцы планируют приобрести в лизинг три самолета, но уже большей вместимости, поскольку пассажиропоток плавно нарастает. "С начала действия программы по сегодняшний день мы выполнили более 8 тыс. рейсов и перевезли более 80 тыс. пассажиров",— приводят свою статистику в авиакомпании. Это лучший показатель в Приволжском федеральном округе. Достаточно сказать, что почти треть пассажиров в рамках проекта развития региональной авиации в ПФО перевезены именно оренбургской авиакомпанией.

Параллельно внимание на новые возможности авиасообщения с Оренбургом обратили и в Казахстане, до границы с которым от города ближе, чем, скажем, до Самары. В том же апреле 2013 года национальный перевозчик страны "Эйр Астана" открыл рейсы Астана--Оренбург--Астана с частотой трижды в неделю.

Дома дешевле

Оснастить авиакомпанию было решено воздушными судами производства чешской авиакомпании Aircraftindustries, контрольный пакет акций которой принадлежит российской Уральской горно-металлургической компании. Чешские авиастроители специализируются на выпуске небольших комфортабельных самолетов L-410. "Они очень удобны и экономичны именно при перелетах на небольшие расстояния",— сообщила вице-губернатор, заместитель председателя правительства Оренбургской области Наталья Левинсон.

Однако была причина, по которой оренбургские покупатели не сразу решились на покупку чешских самолетов: техническое обслуживание зарубежной техники обходилось недешево, отчего просела бы вся экономика проекта. Впрочем, преодолеть это препятствие вполне возможно, используя базу областных предприятий, в частности производственного объединения "Стрела". Такую идею оренбургский губернатор высказал в ходе встречи с Андреем Козицыным, генеральным директором "УГМК-Холдинга".

В дальнейшем ПО "Стрела", которое является флагманом областной промышленности, сможет не только ремонтировать и производить сервисное обслуживание самолетов. Уже сейчас объединение выпускает узлы, детали и комплектующие для всех российских авиастроителей: ОКБ Сухого, КнААПО, Иркутского авиационного завода, РСК МиГ и других.

Все, кроме четырех

Крушение пассажирского самолета в аэропорту Казани, которое произошло в ноябре 2013 года, повлекло за собой в том числе многочисленные дискуссии в СМИ о состоянии региональных авиакомпаний. И это стало не препятствием, а, напротив, причиной для того, чтобы продолжать реализацию программы развития и модернизации региональной авиации.

Такой вывод сделал полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. "Следующий этап в Приволжском федеральном округе составит не менее трех лет",— подчеркнул федеральный чиновник на прошлогоднем осеннем совещании в Нижнем Новгороде. Это даст возможность авиакомпаниям планировать свою работу, закупать воздушные суда, необходимое оборудование, готовить экипажи, проводить сертификацию.

До 2016 года включительно сохраняется субсидирование всех маршрутов, кроме четырех, которые вышли на самоокупаемость и стали коммерчески привлекательными. Причем теперь федеральный бюджет взял на себя большую долю расходов, нежели раньше. Если с момента старта пилотного проекта финансирование было распределено между федеральным и областным бюджетами поровну, то теперь на долю федералов приходится 60% всех средств, необходимых для реализации программы. По всей видимости, с такой поддержкой объем региональных перевозок удастся восстановить до уровня 30-летней давности в предельно короткие сроки.

Марта Савенко

Подпись

Самолеты авиакомпании "Оренбуржье" экономичны и удобны при перелетах на небольшие расстояния

Вся лента