Посадки пошли на взлет
По делу Falcon уже пятеро задержанных
Вчера Басманный райсуд Москвы отправил в СИЗО диспетчера-инструктора Внуково Александра Круглова и ведущего инженера аэродромной службы аэропорта Владимира Леденева, подозреваемых по делу о крушении в ночь на 21 октября самолета Falcon, на борту которого находился президент компании Total Кристоф де Маржери. Еще двух подозреваемых — диспетчера-стажера Светлану Кривсун и руководителя полетов аэропорта Романа Дунаева — суд определил под домашний арест. Учитывая ранее арестованного снегоуборщика, это первый в России случай, когда в деле об одной авиакатастрофе оказалось сразу пять подозреваемых. Между тем диспетчеры утверждают, что не могут обеспечивать безопасность полетов в полном объеме из-за несовершенства аппаратуры.
Аресты четырех новых подозреваемых прошли в Басманном суде с не меньшим ажиотажем, чем избрание меры пресечения водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко, на которую, собственно, и налетел Falcon президента компании Total. Зал был до отказа заполнен журналистами, родственниками и сослуживцами подозреваемых.
Изначально следствие ходатайствовало об отправке в СИЗО диспетчера-инструктора Александра Круглова, ведущего инженера аэродромной службы Внуково Владимира Леденева и руководителя полетов Романа Дунаева. Однако под стражу взяли только подозреваемых Круглова и Леденева.
Адвокаты доказывали председательствующей Валентине Левашовой, что их подзащитные не собираются скрываться от следствия, имеют постоянную регистрацию по месту жительства, намерены приходить по первому требованию следствия. И уж тем более не будут оказывать давление на свидетелей или мешать проведению следствия. При этом защитники представили уведомления из компании Внуково, а также профсоюза авиадиспетчеров, которые не только поручались за честность и порядочность подозреваемых Круглова и Леденева, но и готовы были внести за них многомиллионные залоги. А сами подозреваемые в один голос утверждали, что действовали в день трагедии "строго по инструкциям" и понятия не имеют, откуда на взлетной полосе, где разгонялся Falcon, взялась снегоуборочная машина Владимира Мартыненко.
Также следствие требовало взять под стражу и руководителя полетов Внуковского центра управления воздушным движением Романа Дунаева. Однако председательствующая Левашова, сославшись на то, что у подозреваемого "на иждивении трое малолетних детей, а жена находится в отпуске по уходу за ними, да еще и квартира куплена на условиях ипотеки", отправила того под домашний арест. Стоит заметить, что на этом настаивала и представитель Генпрокуратуры.
Диспетчера-стажера Светлану Кривсун следствие изначально просило поместить под домашний арест. Видимо, сказалось то обстоятельство, что молодая женщина хотя и отдавала команды пилотам, но, как отметили ее защитники, делала это по прямому указанию ее наставника — диспетчера-инструктора Александра Круглова. Стоит заметить, что все арестованные помещены под стражу до 21 декабря 2014 года. Их адвокаты уже заявили, что будут обжаловать решение суда.
В свою очередь, руководство Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров (ФПАД) России, не дожидаясь решения суда, поспешило назвать предстоящие аресты "безосновательными". Так, глава организации Сергей Ковалев, ссылаясь на выводы Межгосударственного авиационного комитета (МАК), еще раз повторил, что ВПП на момент выдачи разрешения на взлет Falcon Кристофа де Маржери была свободна. "Выезд снегоуборочной техники на ВПП был несанкционирован, поэтому все претензии к авиадиспетчерам должны быть сняты",— категорично заявил он.
При этом столкновение самолета с машиной, по словам господина Ковалева, было неизбежным. Мол, самолет успел разогнаться и диспетчеру просто не хватало времени дать пилотам команду о прекращении взлета.
Кроме того, Сергей Ковалев и его коллеги сообщили об ошибках в работе локатора обзора летного поля, который фактически является основным официальным "средством объективного контроля". По их словам, аэродромный локатор используется лишь как вспомогательное техсредство. И на него зачастую не обращают внимания, "потому как на его экране часто возникают ложные метки",— подчеркнул господин Ковалев.
Как утверждают во ФПАД, аэродромный локатор во Внуково работает только в пассивном режиме: на экране отображаются все объекты, находящиеся на аэродроме, вплоть до людей и птиц. Для того чтобы ложные метки не возникали, локатор должен одновременно с пассивным режимом работать и в активном. Для этого на него необходимо установить специальную антенну, которая ловит ответный сигнал с объектов и позволяет их идентифицировать как технику. Без активной антенны для подтверждения реальности всех меток на локаторе аэропорт Внуково надо было бы закрывать каждые пять минут, утверждает господин Ковалев.
"Руководители полетов и диспетчеры в устной форме не раз докладывали замгендиректора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Сергею Погребнову о некорректной работе локатора и о том, что при плохой видимости невозможно обеспечивать безопасность полетов в полном объеме",— рассказали "Ъ" в диспетчерских кругах. По некоторым данным, ОрВД, в свою очередь, обращалась во Внуково с предложением усовершенствовать имеющийся локатор, но ответа не получила. В самой "Госкорпорации по ОрВД" от комментариев относительно сложившейся ситуации воздерживаются. Как и в Росавиации, которая курирует это ФГУП.
Между тем глава ФПАД также сообщил "Ъ", что если раньше во Внуково работали четыре вспомогательных диспетчера старта, по два с каждого торца каждой полосы, то теперь там организовано только одно место диспетчера старта, визуальный обзор с которого всего 900 м, а на момент катастрофы видимость составляла 350 м.