Под одну гребенку
Засилье торговых сетей в Петербурге, как считают эксперты рынка, отрицательно сказывается на рынке коммерческой недвижимости города: общее число операторов на рынке сокращается, а это ведет к клонированию концепций торговых комплексов, когда набор магазинов идентичен и однообразен.
Петербург традиционно считается столицей торговых сетей. Если в Москве доля сетевых компаний в общем объеме розницы составляет около 20% (среднероссийский показатель), то в Петербурге на сети приходится более 50% торгового оборота. Участники рынка полагают, что это может негативно повлиять на развитие торговли.
По данным Росстата, Санкт-Петербург является единственным в России регионом с долей сетей более 50%.
Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований Colliers International в Санкт-Петербурге, подсчитала, что в настоящее время в Петербурге ведется строительство восьми отдельно стоящих гипермаркетов суммарной общей площадью около 75 тыс. кв. м, что составляет около 10% от текущего объема торгового строительства.
"Высокая концентрация гипермаркетов в Санкт-Петербурге оказывает существенное влияние на развитие остальных типов продовольственных торговых сетей, так как предлагает покупателю широкий спектр товаров по сравнительно низким ценам. Нахождение гипермаркетов в спальных районах на основных магистралях (в том числе и внутри жилых кварталов) приводит к тому, что формат "магазин у дома" развивается гораздо медленнее", — считает Вероника Лежнева.
Как говорят участники рынка, засилье торговых сетей влияет и на строительные проекты в области коммерческой недвижимости.
Роман Евстратов, партнер Rusland SP, добавляет: "Торговые сети разрабатывают единые стандарты отделки и оборудования своих помещений. Торговые центры, концепция которых предполагает размещение сетевых арендаторов, должны учитывать эти требования в проекте. Здесь на помощь могут прийти профессиональные консультанты, которые знают требования сетевых ритейлеров и разрабатывают концепции торговых центров с их учетом".
Анастасия Балмочных, руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге, видит в засилье сетей и некоторую опасность для рынка. Распространение сетей уменьшает общее число операторов на рынке. А это ведет к клонированию концепций торговых комплексов, когда набор магазинов идентичен и однообразен. "Конечно, подобные проекты малоинтересны и потребителю, и самим ритейлерам, ведь подобный tenant-mix не способен генерировать значительный поток посетителей. В итоге девелоперам ТРК, где набор арендаторов копирует другие объекты, для привлечения ритейлеров приходится проявлять гибкость в формировании арендных ставок, что негативно сказывается на экономике проекта. В условиях отсутствия новых сетей существующие операторы менее заинтересованы в расширении, так как они уже заняли свою нишу, обеспечили себе достаточную представленность во всех районах города. Особенно такой подход становится актуальным в ситуации сложных экономических условий, которую мы наблюдаем сейчас. Сетевые ритейлеры оценивают эффективность существующих и планируемых магазинов, оптимизируя сети путем закрытия неэффективных торговых точек. Ситуация негативно сказалась и на появлении в Петербурге новых сетей. Те крупные международные операторы, которые анонсировали свои планы по выходу на рынок в 2014-2015 годах, в результате политической и экономической неопределенности взяли паузу и находятся в стадии принятия решения. Это касается не только Петербурга, но и Москвы. В итоге наш город до сих пор ждет, когда у нас появятся такие бренды, как Debenhams, Banana Republic, Women'Secret и другие", — огорчается госпожа Балмочных.
Она полагает, что немаловажным фактором, влияющим на их появление, является и недостаточное количество по-настоящему качественных торговых комплексов. "Несмотря на то что обеспеченность Петербурга торговыми площадями выше показателя Москвы и среди российских городов-миллионников уступает лишь Екатеринбургу, торговых комплексов, востребованных ритейлерами, в городе не так много. Крупные международные бренды, как правило, готовы рассматривать для открытия своих магазинов не более пяти из существующих торговых комплексов Петербурга. При этом они заинтересованы прежде всего в суперрегиональных объектах с арендуемой площадью не менее 55-60 тыс. кв. м, помимо этого, ключевыми параметрами для них являются локация объекта, качественный tenant-mix, способный генерировать поток покупателей. Хочется надеяться, что новые торговые объекты, которые запланированы к вводу в перспективе ближайших нескольких лет, смогут стать достойной площадкой для известных сетей, которых заждался наш город", — резюмирует Анастасия Балмочных.
С ней согласны и аналитики "Финам Менеджмент". Они считают, что, учитывая высокий уровень насыщенности локального рынка, потенциал дальнейшего органического роста количества торговых объектов здесь ограничен. Тем не менее благодаря высокой деловой активности и значительному спросу рынок торговой недвижимости, безусловно, продолжает развиваться достаточно высокими темпами. "Вместе с тем в настоящий момент конъюнктура в отрасли достаточно сложная. Необходимо отметить, что в условиях выраженного замедления экономического роста потребительский спрос остается слабым, что оказывает давление и на ритейл, и на потребительский сектор в целом. В среднем по РФ темпы роста розничных продаж в сопоставимых ценах в январе — мае были почти на один процентный пункт ниже, чем за аналогичный период прошлого года: 3,1 против 3,9%. Для локального рынка Санкт-Петербурга в силу высокой базы характерно даже более выраженное негативное влияние", — говорит Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент".
Отрицательно влияет засилье торговых сетей и на эксплуатационный бизнес. Евгений Якушин, генеральный директор "УК Система", сетует: "Сегодня мы наблюдаем парадоксальное явление: сетей торговли становится больше, но спрос на услуги эксплуатации среди них стремительно сокращается. Это объясняется тем, что многие торговые сети предпочитают работать с одной-двумя эксплуатирующими компаниями на всех объектах. Все, конечно, очень сильно зависит от видения руководства, но такая схема многим представляется более удобной, чем постановка разных точек на обслуживание у разных организаций. Кроме того, торговые сети зачастую все переделывают под себя, руководствуясь собственными стандартами и экономическими соображениями. Главные требования для них — недорогое содержание и большая посещаемость торговой точки".