"Никаких ресурсов ни для теплого, ни для холодного конфликта с Западом у России нет"
В Госдепе США отреагировали на валдайскую речь Путина. По словам официального представителя американского госдепартамента Джен Псаки, США не хотят вступать в конфронтацию с Россией, но и не намерены менять свою позицию по принципиальным вопросам. Ранее Владимир Путин на заседании международного дискуссионного клуба "Валдай" обвинил США в подрыве системы международных отношений в угоду своим интересам. Экономист Сергей Алексашенко считает, что, кроме подобной риторики, Кремль ничего не может противопоставить усилению влияния США.
В своей речи на прошедшем Валдайском форуме российский президент доходчиво объяснил, что во всем виновата Америка. А, значит, должен быть в мире кто-то, кто будет ей противостоять. Мне, однако, очевидно, что никаких ресурсов ни для теплого, ни для холодного конфликта с Западом у России нет. И этих ресурсов не появится, так как экономика начала хромать на обе ноги.
Владимир Путин с гордостью говорил о росте промышленности и сельского хозяйства, но при этом не упомянул ни о росте инфляции, ни о прекращении роста доходов населения, ни о спаде в инвестициях. За последний год рубль ослабел на треть, уверенно обогнав валюты всех остальных развивающихся стран, кроме Аргентины и Венесуэлы. Российская национальная валюта каждый день упирается в верхнюю границу валютного коридора, заставляя Банк России продавать миллиарды долларов. Повышенный спрос на валюту только частично обусловлен введенными санкциями. Гораздо сильнее его подпитывает то, что российский бизнес окончательно перестал понимать, в чем состоит экономическая политика властей.
Тут еще и нефть, как нельзя некстати, на четверть подешевела. А Саудовская Аравия (ни с того ни с сего!) вдруг отказалась в одиночку поддерживать рынок. И пригласила другие страны-экспортеры поучаствовать в сокращении добычи черного золота. Падение нефтяных цен еще не видно ни в российском платежном балансе, ни в доходах федерального бюджета. Но это несомненно случится уже в ближайшие месяцы. Что еще больше ослабит рубль и разгонит цены.
В конце прошлого года инфляция в России была 6,5%, сегодня она превысила 8%-ую отметку. До конца года может набрать еще процент-другой. Министр финансов построил бюджет следующего года на ожиданиях рекордно низкого роста цен — всего 5,5%. "Оптимист!", — скажете вы? Нет, циничный прагматик. Ведь это позволило ему не закладывать в бюджет предусмотренную законом индексацию зарплат бюджетников.
В такой ситуации любая попытка сыграть на обострение в политических отношениях с Западом чревата большими экономическими неприятностями. Причины торможения экономики известны — отсутствие защиты прав собственности и безумное криминально-бюрократическое давление на бизнес. И преодолеть их правительство не может ни повышением налогов, ни снижением процентных ставок, ни бюджетными инвестициями. Собственно говоря, и арсенал возможных действий со стороны президента тоже ограничен.
Нормализация отношений с Западом могла бы стать одним из них. Но, судя потому, что "медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет", и "тайги он своей никому не отдаст", это не входит в намерения Владимира Путина.