Пасьянс победителей
Павел Шеремет — о том, кто проиграл и кто выиграл на выборах в Верховную раду
Итоги украинских выборов вместо определенности принесли нервозность: победили политики, от которых не ожидали победы, проиграли силы, которые казались фаворитами. Теперь ключевой вопрос: кто кого и как обманет
Петр Порошенко больше не спаситель украинского народа. Запал народной любви и доверия, который неожиданно весной вознес его на вершину политической власти, закончился. Это не значит, что президента разлюбили, но от него больше не ждут чуда. Иначе бы на парламентских выборах украинцы голосовали за "Блок Петра Порошенко" (БПП) более активно, как голосовали за президента в мае.
Конечно, формально Порошенко и его партию нельзя называть проигравшими. Наоборот, партия президента получила в Верховной раде больше всего мест, если сложить голосования по партийным спискам и по одномандатным округам. Но психологически победителем считается Арсений Яценюк и его "Народный фронт", обогнавший блок президента на десятые доли процента по партийным спискам. Яценюк убежден, что именно его предвыборное объединение должно стать основой новой правящей коалиции.
Понятное дело, такой пасьянс президента мало устраивает. Свои виды на участие во власти и у других политических игроков.
Просчеты и подсчеты
Порошенко выдержал удар достойно — даже глазом не моргнул, подводя итоги выборов: победили проевропейские силы, народ сделал свой цивилизационный выбор. "Не сомневаюсь, что мы — одна команда, которая хочет построить в Украине справедливое общество",— провозгласил президент. "Мы готовы войти в коалицию и не будем в оппозиции,— оперативно отозвалась откуда-то с бровки политического поля Юлия Тимошенко.— Наша команда не претендует ни на один министерский портфель. Мы считаем, что сейчас не о портфеле надо думать, а немедленно объединяться и согласовывать принципы, по которым мы работаем". Поспешность выглядела просто смешной: никто и не собирался "Батькивщине" предлагать портфели...
Избиратели поломали все схемы, которые разрабатывались в политических штабах. Как рассказал "Огоньку" источник в штабе Порошенко, пропрезидентская партия нацеливалась на абсолютное большинство в парламенте. В качестве партнера по коалиции, как это ни покажется странным, рассматривали партию бывшего вице-премьера Сергея Тигипко "Сильная Украина". Считалось, что Тигипко может претендовать процентов на 10 голосов юго-востока. Вторым номером в списке его партии шел убежавший в Монако при Януковиче и вернувшийся сейчас олигарх Валерий Хорошковский. Если строго следовать букве украинского законодательства, то Хорошковский не мог участвовать в выборах, но власти ему особо не препятствовали, о чем "Огонек" писал в предыдущих номерах. Хорошковскому не мешали именно потому, что видели в нем возможного партнера в парламенте. Но все эти расчеты не сбылись: Блок президента получил примерно на 15 процентов меньше голосов, чем рассчитывал. А вероятный союзник вообще не попал в новый парламент, с треском провалив выборы.
Зато Арсений Яценюк получил в два с половиной раза больше, чем надеялся. Еще утром в день голосования в штабе "Народного фронта" царило если не уныние, то философское спокойствие. Соцопросы давали "Народному фронту" от 7 до 10 процентов, избиратели дали больше 20. Теперь Яценюк на коне и требует публичного обсуждения кандидатур в новое правительство: "Мы не можем больше темнить. Больше никакой кулуарщины, только прозрачность и отчетность. Другого выхода нет". Он считает, что "Народный фронт", партия — победитель парламентских выборов, должна стать основой для формирования коалиции.
Кто в нее войдет — отдельный и весьма занятный вопрос. Шансы первой тройки — "Блока Петра Порошенко", "Народного фронта" и "Самопомощи" под лидерством львовского мэра — очевидны. Но отнюдь не очевидна итоговая конфигурация: ведь есть еще "Батькивщина", есть Радикальная партия Олега Ляшко, есть даже аппаратный джокер: теоретическая вероятность составить коалицию, не пустив в нее одного из победителей, хоть "Блок Петра Порошенко", хоть "Народный фронт", маневр позволяет. О джокере, впрочем, пока всерьез не говорят: еще идет торг между двумя основными силами — президентской и премьерской. Переговоры начались сразу после выборов, но договориться за пару дней, как хотел и объявлял Порошенко, не удалось. Все упиралось в посты спикера парламента, пост премьера и силовой блок.
Перетягивание портфелей
До выборов Порошенко хотел сделать новым премьером Владимира Гройсмана, вице-премьера в правительстве Яценюка. Гройсман был мэром Винницы, давней негласной вотчины семьи Порошенко. Там он себя проявил неплохо и за последние месяцы больших ошибок не сделал. Порошенко поручал ему стратегически важные задания, например возведение оборонительных укреплений вдоль линии разграничения с ДНР и ЛНР. Это именно он по поручению президента за пару дней до выборов включал отопление в домах украинцев.
В окружении президента часто выказывали недовольство правительством Яценюка. Называли его неэффективным, потому что за 7 месяцев не проведено ни одной структурной реформы. Гройсман был готовым главой нового правительства. Теперь делает вид, что итоги выборов его не расстроили.
"Вас интересует фамилия премьера? Какая нам с вами разница, какой будет фамилия. Для меня разницы нет. Для меня важно, способен ли этот человек провести реформы. Если способен — то пожалуйста, если нет — то месячный отчет и отставка",— говорит Гройсман и уверяет, что его не интересует, кто будет работать в правительстве, если эти люди готовы проводить реформы. Осторожно при этом высказывается о коалиции, мол, "надеюсь, что мы все найдем в себе силы объединиться".
Переговоры шли очень тяжело, хотя в публичную сферу кулуарные трудности не выливались. Первым сорвался прямолинейный руководитель пропрезидентской партии Юрий Луценко. ""Блок Петра Порошенко" стал победителем на парламентских выборах. Можно сколько угодно наблюдать за колебаниями десятых процента по партийным спискам. Но суммарный отрыв от "Народного фронта" — по меньшей мере, в 50 депутатов, избранных по мажоритарке",— настаивал Луценко.
— Да, следует признать ошибки штаба в общей кампании, но усилия и штаба, и кандидатов, и агитаторов, проживших месяц в полевой работе, дали серьезный результат. И все это на фоне постоянных попыток дискредитации БПП, которым из комфортных телестудий посвятили свои усилия союзники,— негодовал политик, который претендует на пост спикера Верховной рады.— К сожалению, после завершения кампании эта самовлюбленность и агрессия никак не выветриваются из штабов союзников. Их бы энергию да на борьбу с экс-регионалами. Прекратите противостояние и игру партийных амбиций. Это шанс окончить восьмимесячные разговоры о пользе евроинтеграции и начать наконец реформы.
Дав отповедь интриганам из числа союзников, Луценко выпустил в свет меморандум о коалиции, подготовленный президентской партией. Объемом 43 страницы. Конституция, наверное, будет потоньше.
В "Народном фронте" в ответ опубликовали свой вариант соглашения. Он вроде бы был готов давно, но ждали удачного времени для его запуска. Опоздали. Да и текста всего-то на два с половиной листа. Но процесс пошел: спустя буквально несколько часов и "Самопомощь" поспешила выдать свои предложения. Общественность забурлила: выглядит как тараканьи бега, соревнование концепций или лозунгов.
Людей эта возня раздражает, они требуют действий, а не интриг. "Многие, наблюдающие сейчас за суетой вокруг создания коалиции, злым, громким и неприличным словом вспоминают чуть ли не самое знаменитое позорище современной украинской политики — противостояние премьера и президента времен Виктора первого (Ющенко.— "О"). И шанс наступления на грабли представляется вполне реальным, вообще все очень похоже, ну разве что жаловаться премьер полетит не в Москву, а в Брюссель..." — выразил общее мнение известный украинский теледоктор Евгений Комаровский.
Кулуарные ходы
Обозреватели отмечают: Порошенко хочет опутать Яценюка многими условностями, связав по рукам и ногам обязательствами и бюрократическими надстройками. Например, предлагает создать Совет коалиции. Этот орган станет фактически подконтролен Порошенко, в Совет войдут по одному представителю от 15 депутатов каждой фракции. Это значит, что БПП, который может завести в Раду 132 депутата, получит наибольшее количество представителей — девять. Кроме этого проект соглашения определяет жесткие рамки и обязательства для нового правительства. Это "Народный фронт" не устраивает.
— Складывается впечатление, что партия имени кое-кого, получившая на выборах примерно на 15 процентов меньше ожидаемого, начинает изобретать костыли для того, чтобы оставить за собой контроль над Радой и правительством. Что это за органы, как они согласуются с законом о регламенте и Конституцией, вообще непонятно,— заявил молодой журналист Сергей Высоцкий, прошедший в парламент от "Народного фронта".— Не понимаю я пока расширения списка нацкомиссий. Опасность в том, что президент попробует создать под их видом некий параллельный кабмин, тогда как нам надо сокращать дублирующие органы, а не плодить их.
Порошенко хочет закрепить за собой и весь силовой блок. Министра обороны, прокурора и главу Совбеза и так назначают по представлению президента. Но он хочет поставить своего человека и в МВД, заменив знаковую фигуру "Народного фронта" — министра Арсена Авакова, несмотря на то что последний уже объявил заместителям, что остается в МВД. Однако многие считают Авакова неэффективным министром, который больше времени уделяет социальным сетям и пиару, нежели полевой работе. Никак не начнется реформа МВД: ее программу для милиции написали, но толком ничего еще не сделали.
Не ясна судьба и должности спикера. Симпатичную президенту кандидатуру Юрия Луценко поддерживают не все, потому что неизвестно, куда девать нынешнего спикера Турчинова: обычным министерством уже не отделаться, а Совет безопасности Порошенко тоже хочет оставить под своим контролем.
Торг напряженный, времени мало. Но не стоит это рассматривать как предвестник нового Майдана или проявление классического украинского бардака, как это любят изображать противники Украины. Очень сильно на политиков давление общества. Заиграться новым депутатам и претендентам на министерские кресла люди просто не дадут.
У всех свежи в памяти воспоминания о политической войне Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко, которая похоронила надежды первого Майдана, "оранжевой революции" и лишила политического будущего самих лидеров той революции. По крайней мере, об этом прекрасно помнит Петр Порошенко. Поэтому украинская правящая элита обречена искать компромисс: новые депутаты — командиры добровольческих батальонов, которых в новой Раде будет человек 10, долго наблюдать за политическим спектаклем не станут: терпения не хватит.
Как в итоге по персоналиям отстроится новая украинская власть, станет ясно уже, быть может, на этой неделе. Пока в ходе консультаций по созданию коалиции в Раде рассматриваются следующие предварительные варианты по распределению должностей: Владимир Гройсман — вице-премьер или спикер Рады (ранее на должность спикера рассматривали Юрия Луценко). Ольга Богомолец — министр здравоохранения, Виктор Пинзеник — Минэкономразвития и торговли, Павел Розенко — Министерство социальной политики, Анатолий Матвиенко — Министерство аграрной политики и продовольствия Украины.
Существенно, что Порошенко удалось договориться о вхождении во фракцию БПП около 20 мажоритарщиков-самовыдвиженцев, и процесс "ассимиляции", в котором участвуют все прошедшие в Раду партии, продолжается. Когда самовыдвиженцев разберут по фракциям, сложится и финальная картинка для пасьянса. Ждать осталось недолго.