Параллакс истории
Анна Коузова узнала, каких Рюриковичей покажут в Манеже
4 ноября в Манеже открывается интерактивная выставка "Рюриковичи". "Огонек" узнал, кто стоит за спинами великих князей и с помощью запутанного симбиоза графических программ руководит их битвами
...В своей штаб-квартире у стен Сретенского монастыря десяток дизайнеров творит российскую историю в формате 3D. Под чутким руководством историков команда воссоздает древние русские города, кровавые битвы, оживляет иконы и картины с героями минувших лет.
— Вот наши бойцы,— обводит рукой помещение, полное молодежи, арт-директор проекта "Моя история" (куда входит и прошлогодняя выставка "Романовы") Дмитрий Смирнов.— Работаем над интерактивной, основной, частью выставки.
Это 20 терабайт информации, которые на разных носителях разместят в 18 залах. Переходя из зала в зал и нажимая кнопки интерактивных экранов, зрители узнают подробности сражений, особенности архитектуры, общие сведения об эпохе.
— Мы создаем ожившие коллажи из известных и не очень картин, икон с помощью параллакс-эффекта, который дает иллюзию трехмерного пространства, делает изображение ярче,— объясняет Дмитрий,— как бы расцвечиваем статичную картину, придаем ей объем. Вот, скажем, портрет Святослава — тут всполохи огня, там развевающийся на ветру плащ. В зале, посвященном Сергию Радонежскому, берем иконы из его жития, разделяем на планы и делаем опять же параллакс-эффект, анимацию, рядом цитаты, описывающие, что происходит на этом коллаже.
Еще одна гордость создателей "Рюриковичей" — видеомэппинг — объемные 3D-проекции на сложные поверхности. Например, в одном из 18 залов над головами посетителей будет парить Спас Вседержитель с легионом Рюриковичей и будет оживать купол Святой Софии — такое историческое головокружение обеспечит 20-метровый проекционный медиакупол, подобных которому в Москве, как утверждает Дмитрий Смирнов, еще нет. На сферическую конструкцию будет поступать изображение из 10 мощных проекторов.
Виртуальное войско
— Я не дизайнер, правильнее будет сказать 3D-градостроитель,— отрывается Александр Дружинин от работы над древним Псковом.— Для воссоздания эпохи мы используем симбиоз графических программ, которые в России, особенно в таких целях, применяются совсем недавно,— это MultiScatter, Forest Pack, AutoCAD, ну и 3D max, генератор толпы.
Лично Александр-градостроитель возвел тысячи километров древних городов, опираясь на чертежи, карты, макеты из краеведческих музеев. Псков, Москва, Киев, Владимир, Ладога, Изборск, Великий Новгород — по словам специалиста, это первый опыт создания таких 3D-макетов, которые позволят жителям XXI века прогуляться по древним крепостям, меняя точки обзора над городом.
Если одни чувствуют себя градостроителями, то другие примеряют на себя роль воинов или самого Александра Невского.
— Для трехмерной реконструкции сражений используем ведущие технологии синтеза движения. Наработали банк анимации для воинов, которые бегут, сражаются, радуются и умирают с помощью системы захвата движений Motion capture,— рассказывает аниматор проекта Илья Лавров.— Это устройство разработано как контроллер для игровой приставки, оно записывает карту глубины, где фиксируются расстояния от точки до точки. Ну а одна отечественная компания научилась из этих данных записывать движения человека.
На полу посреди комнаты с компьютерами приклеен крест из скотча. Собственно, становясь на это почти сакральное место, куда направлена и записывающая аппаратура, скромный аниматор с застенчивой улыбкой рубил мечом врагов, превращался в стрельца, орудующего бердышом (палка, обмотанная скотчем, для Motion capture вполне за него сойдет), и даже передал частичку себя трехмерной модели Александра Невского.
Дальше анимированные лучники и пешие отправляются по конвейеру, из них за соседним компьютером начинают собирать армию. Битвы эпохи Рюриковичей, — Невская, Ледовое побоище, Куликовская, битва при Молодях, поход Святослава — воссозданы в стиле компьютерной игры, правда, без права влиять на исход событий. Нажимая кнопки интерактивной панели, желающие в 3D-формате смогут оценить расстановку войск, а потом запустить ролик самого боя. Если бы кто-то произвел видеосъемку Ледового побоища, скажем, с вертолета, то оно бы выглядело примерно так, как на выставке "Рюриковичи". Воспарить таким же образом над суетой и горами скрупулезно разложенных по полю сражения тел поверженных врагов позволит, например, реконструкция битвы при Молодях.
— Я собираю людей на войну в 3D max, можно так сказать,— улыбается специалист по 3D-графике Влад Войт, двигая по монитору человечков,— вижу статичные сцены, расставляю воинов, подбираю ракурсы. Чувствую себя полководцем, которому приходится руководить двумя армиями одновременно.
При этом одно из самых трудоемких занятий, где требуется применение максимального количества программ, не реконструкция городов и битв, а создание того, на чем все это будет зиждиться,— ландшафт с его полями, горами, низинами и лесами. Например, программа Forest Pack, состоящая из 8 плагинов, позволяет моделировать растительность со всей ее текстурой и тенями на поверхностях любой формы.
И живые позавидуют мертвым
Тем временем, пока увлеченные дизайнеры с азартом играют в солдатики и графический конструктор, команда историков проекта во главе с писателем Александром Мясниковым работает над деталями исторической концепции эпохи Рюриковичей. Александр Леонидович решительно настроен развенчать ряд страшных мифов о том времени. Для этого интерактивный способ донесения информации до нашего общества потребления, где всем уже все наскучило, подойдет, на его взгляд, как нельзя лучше.
— Широко известные и забытые страницы истории станут для внимательного зрителя неожиданным ключом к пониманию современности,— интригуют нас создатели выставки в своей презентации. Мясников уточняет: зрителей ждет не только интерактивная, но и альтернативная история.
— Например, вот факт. Иван Грозный не убивал своего сына. Тогда наша страна впервые столкнулась с информационной войной со стороны Европы. Вся эта чепуха, включая россказни про людей, варившихся в чанах с маслом, про тысячи убитых без суда и следствия, не более чем очевидная пропаганда, ведь Иван Грозный сунулся в Европу, на Балтику. Ну какие чаны с маслом? Представляете, сколько мог стоить чан масла? Абсурд. А сын его долго болел, из-за этого и умер. Вообще, эпоха Рюриковичей воспринимается как мрак и ужас, а на Руси жилось не так уж плохо, у нас не было проблем черного средневековья, скажем. Потому что когда средневековье было в Европе, в Византии, с которой у нас был самый тесный контакт, наоборот, наступил период расцвета.
В советское время, продолжают рассуждать создатели выставки в презентации, "про убийство Иваном Грозным сына рассказывали еще со школы, тем самым обличая 'кровавый режим" царизма". Сегодня же, вероятно, задачи кардинально поменялись, поэтому проект "Рюриковичи" напомнит нам о "подвигах героев и дипломатов, примерах святости, жертвенной любви к Родине и горьких примерах отступничества и предательства". Приквел к прошлогодней выставке "Романовы" (этим летом была подарена Крыму), который оснащен всеми техническими новшествами, чтобы закружить зрителей в полном параллаксе и прочно накрыть медиакуполом, будет работать в Манеже до 20 ноября.