Автошколы получат права ГИБДД
Для этого им нужно иметь собственный автодром
Премьер Дмитрий Медведев утвердил новые правила сдачи экзаменов для будущих водителей. Впервые результаты тестирования в автошколе будут зачтены как официальный экзамен в ГИБДД. Такая привилегия появится у выпускников учебных заведений, оборудованных компьютеризированным автодромом стоимостью 20-25 млн руб. Ранее власти хотели, чтобы такими автодромами в обязательном порядке были оснащены вообще все автошколы, но против этого выступила Федеральная антимонопольная служба.
Дмитрий Медведев подписал постановление "О допуске к управлению транспортными средствами", которое является одним из ключевых документов проходящей в России реформы подготовки водителей. Оно определяет, кто и на каких основаниях может быть допущен до экзаменов в ГИБДД, как они проводятся и как выдаются права.
Ключевое нововведение — передача функций по приему водительских экзаменов автошколам из ГИБДД. Напомним, сейчас будущие водители сдают сначала внутренний экзамен в школе, а затем тестируются в Госавтоинспекции. Теперь результаты тестирования ("теория" и "площадка") в отдельных автошколах будут засчитываться как официальный экзамен. Привилегию получат те автошколы, в распоряжении которых имеется автоматизированная площадка для обучения и сдачи экзаменов: все учебные процессы контролируют датчики. В России таких автодромов пока всего 34 (в Москве — один). Как рассказал "Ъ" директор челябинской автошколы КАФС Владимир Котров, строительство автодрома "под ключ" обходится в 20-25 млн руб.
Отметим, ранее власти пытались ввести для всех автошкол обязанность иметь такие автодромы, так как сдача экзаменов без участия людей позволила бы снизить коррупцию. В 2008 году был подготовлен соответствующий проект методики подготовки водителей. Однако по требованию Федеральной антимонопольной службы от этой идеи власти отказались. Было подсчитано, что аренда автодрома увеличит стоимость обучения на 40%.
Для автошкол, не имеющих автодромы, также прописана возможность зачета внутреннего экзамена. Для этого тестирование должен проводить экзаменатор ГИБДД, используя площадку, машины и оборудование автошкол. Однако опять-таки не все учреждения смогут претендовать на такую опцию. ГИБДД сначала проверит: если больше 30% выпускников школ за последние полгода провалили экзамены по теории и более 20% — на площадке в ГИБДД, экзаменатор из Госавтоинспекции не приедет. Раз в полгода данные будут актуализироваться. Судя по документу, все эти нововведения заработают не сразу: "порядок взаимодействия" с автошколами будет определен отдельным нормативным актом МВД.
Подписанное премьером постановление впервые определяет требования к экзаменаторам: возраст — не младше 25 лет, высшее образование, стаж управления автомобилем не меньше пяти лет. Прописаны требования и к маршрутам во время практического экзамена в городских условиях: в частности, проезд нерегулируемого перекрестка, все виды поворотов и разворот, проезд железнодорожного переезда, обгон и опережение, а также движение с максимальной скоростью.
"На дорогах остается все еще сложная ситуация, и далеко не все водители имеют сколько-нибудь пригодные знания о том, как выглядят правила дорожного движения,— заявил вчера Дмитрий Медведев.— Надеюсь, что постановление внесет необходимую строгость и стройность в эти экзамены".
Напомним, реформа образования водителей проводится властями с 2011 года. В 2013 году были введены новые категории водительских прав (в том числе для владельцев мопедов), в августе 2014 году заработали новые требования к автошколам.
Для ее завершения требуется еще ряд документов. Следующим шагом реформы должен стать административный регламент по проведению экзаменов. Ожидается, что он ужесточит процедуру тестирования: при сдаче теории граждане будут отвечать на пять дополнительных вопросов за каждую совершенную ошибку (сейчас разрешено делать всего две ошибки, а вопросы не задаются). Дмитрий Медведев поручил МВД подготовить новый регламент в течение четырех ближайших месяцев. Проект его был готов еще в 2012 году, о чем ранее сообщал "Ъ".