Gunvor продает российское

Но пока его никто не покупает

Один из крупнейших мировых трейдеров Gunvor, основанный Геннадием Тимченко и Торбьорном Торнквистом, хочет выйти из российских активов. Хотя господин Тимченко уже продал долю в компании, она старается снизить риски в глазах кредиторов и контрагентов. Источники "Ъ" полагают, что деньги нужны и господину Торнквисту для расчетов с бывшим партнером. Но избавиться от российских активов Gunvor будет непросто.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

Швейцарский трейдер Gunvor, совладельцем которого до марта был попавший под санкции США Геннадий Тимченко, ищет покупателей на свои российские активы, сообщила The Financial Times — это должно снизить риски компании в глазах западных кредиторов. В Gunvor уточнили: компания "находится в процессе ребалансировки глобального портфеля активов, что предполагает как покупки, так и продажи". "Поскольку значительный объем наших инвестиций приходится на Россию, в будущем Gunvor будет рассматривать частичную продажу этих активов",— пояснили в компании. Там не ожидают, что это повлияет на трейдинг Gunvor в РФ, страна "остается значительным и важным поставщиком энергоресурсов". Однако, по данным источников "Ъ" на рынке, это не так: в 2013 году Gunvor экспортировала около 4 млн тонн нефти, но с начала 2014 года купила всего 1,5 млн тонн.

В РФ у Gunvor два портовых актива — нефтепродуктовый терминал в порту Усть-Луга в Санкт-Петербурге и 50% в ООО "Новороссийский мазутный терминал" (НМТ, СП с группой НМТП). Терминал в Усть-Луге должен стать самым крупным в мире нефтепродуктовым терминалом, получающим груз по железной дороге. Его проектная мощность — 30 млн тонн в год, в 2013 году перевалка составила 16,8 млн тонн. Объем перевалки НМТ составляет до 5 млн тонн в год. Также Gunvor принадлежит 30% в угольном "Колмаре" (через паритетное с Геннадием Тимченко СП Montlink Ltd, контролирующее 60% компании, еще 40% — у структур основателей компании Анатолия Митрошина и Сергея Цивилева). Запасы "Колмара" — 1 млрд тонн угля в Якутии, инвестпрограмма на $2 млрд предполагает увеличение добычи до 13,5 млн тонн в год (сейчас — 2 млн тонн) и выпуск 7 млн тонн концентрата к 2020 году. Кроме того, у Gunvor есть 14,7% в Лаганском блоке на шельфе Каспия (через СП с Lundin Petroleum).

Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что Gunvor хочет снизить присутствие в РФ, так как все основные операции проводит за пределами страны. Компании принадлежат НПЗ в Ингольштадте и Антверпене, доли в угольных Signal Peak Energy (США) и Keaton Energy (ЮАР), шведской нефтегазовой PA Resources. "Все русские активы Gunvor решено продать как отдельно, так и одним пакетом",— говорит собеседник "Ъ", но с кем идут переговоры, не раскрывает. Другой собеседник "Ъ" утверждает, что Торбьорну Торнквисту просто нужны деньги, чтобы расплатиться с Геннадием Тимченко, "все это время он пытался получить кредиты в западных банках, но безуспешно". Еще один источник "Ъ" полагает, что сделка между партнерами --формальность. По его словам, Gunvor была выставлена на продажу еще весной, ее предлагали "Роснефти", но та отказалась (см. "Ъ" от 21 мая). "В РФ покупателей на актив нет, а чтобы вести переговоры с другими, надо максимально сокращать бизнес здесь",— поясняет собеседник "Ъ".

Один из собеседников "Ъ" отмечает, что еще в начале октября уволены все трейдеры и сотрудники угольного подразделения Gunvor, де-факто московский офис Gunvor уже не работает, а его обязанности распределены между таллинским, сингапурским и другими международными офисами трейдера. Также под вопросом находится и проект Геннадия Тимченко "Сахатранс", предполагающий строительство в порту Ванино терминала по перевалке угля и железорудного концентрата на 10 млн тонн в год, добавляет собеседник "Ъ". Проект был рассчитан под грузы "Колмара", его будущее неясно. В оба проекта российский бизнесмен звал в качестве партнера китайскую China Harbour Engineering Co (CHEC, подробнее см. "Ъ" от 23 мая).

Участники портового бизнеса в России говорят, что им доли в терминалах Gunvor не предлагали. Угольщики не знают о продаже "Колмара", как и другие его акционеры: представители господ Тимченко, Митрошина и Цивилева заявили "Ъ", что не получали предложений. Олег Петропавловский из БКС полагает, что найти покупателей на пакет в "Колмаре" Gunvor сложно даже с учетом возможного интереса CHEC: китайцы заинтересованы в ресурсах, но очень осторожно подходят к инвестициям.

Анатолий Джумайло, Юлия Галлямова, Кирилл Мельников

Вся лента