Лесоповальное увлечение
Дженнифер Лоренс и Брэдли Купер в "Серене"
Премьера кино
Завтра в прокат выходит "Серена", экранизация романа Рона Раша 2008 года, действие которого происходит во время Великой депрессии в семье северокаролинского лесозаготовителя. Все самое плохое, что может ассоциироваться со словосочетанием "дамский роман", старательно и даже кокетливо выставлено в "Серене", как на полках супермаркета, однако ЛИДИЯ МАСЛОВА на это не купилась.
"Серена" представляет собой едва ли достойный особого одобрения шаг в творческой биографии датчанки Сюзанны Бир, обладательницы "Оскара" за подростковую драму "Месть", потом, однако, отошедшей от авторского кинематографа, который близок фонтриеровской "Догме", в сторону голливудского энтертейнмента. Довольно тревожным симптомом была ее двухлетней давности стариковская мелодрама "Любовь — это все, что тебе нужно", в оригинале называвшаяся "Лысая парикмахерша". И смешное название было, наверное, главным достоинством этой духоподъемной картины о том, что если не падать духом, то и на пожилую онкологическую больную в любой момент может свалиться Пирс Броснан.
В отличие от легкомысленной и даже лишенной известного обаяния "Лысой парикмахерши", "Серена", к сожалению, отягощена неподъемной претензией едва ли не на новых "Унесенных ветром". Заглавная героиня в исполнении Дженнифер Лоренс предстает роковой женщиной, о которой потенциальные соперницы не без зависти говорят: "Она обожает дерево", хотя непонятно, стоит ли воспринимать эту характеристику как тонкий комплимент или как издевку. Одним из наиболее запоминающихся эпизодов "Серены" становится эпизод, когда героиня берет в руки топор и показывает неотесанным дровосекам, в какой точке надо правильно начинать рубить дерево с максимальной экономической эффективностью. Нельзя сказать, что это приносит новой жене хозяина лесорубки, которого играет Брэдли Купер, особые дивиденды в глазах персонала, скорее, наоборот, и только один из служащих (Рис Иванс) проникается к девушке повышенной приязнью, однако главная драматургическая закавыка лежит не в этой плоскости — основной конфликт связан с прошлым Серениного мужа, причем автор романа решил, что одного внебрачного ребенка герою будет маловато для полного расстройства, и потихоньку прикрутил ему в анамнез не только взяточничество, но и чуть ли не гомосексуализм.
Серена тем временем развлекается не с одним топором, но и придумывает себе более зрелищное и романтическое увлечение — решает развести орлов, чтобы те поедали обильно расплодившихся гадюк, мешающих лесозаготовительным работам. У героя Брэдли Купера тоже есть зрелищное хобби — он решил во что бы то ни стало извести одну-единственную оставшуюся в лесу пантеру, и, как в случае с орлами, это становится поводом для нескольких эффектных кадров в стилистике телепередачи "В мире животных". О том, что и по каким механизмам происходит в мире людей, "Серена" рассказывает гораздо меньше и поверхностнее, иногда впадая в какие-то совсем наивные логические неувязки — те самые, без которых невозможен настоящий махровый дамский роман. В этом смысле фильму присуща вполне дубовая жанровая цельность — это абсолютно последовательный и непротиворечивый в своем мелодраматизме продукт, и мешает ему парадоксальным образом слишком хороший кастинг главных исполнителей. Тандем Дженнифер Лоренс--Брэдли Купер — надежный, проверенный и эффективный механизм, но если, скажем, в фильме "Мой парень — псих" между ними была не только химия, но и некое, пожалуй, актерское соперничество, что в сочетании дает довольно убийственный результат, то теперь окончательно притеревшиеся друг к другу партнеры похожи на лесорубов, слаженно перепиливающих ствол двуручной пилой. Впрочем, если вам интересно смотреть, как два человека, пусть даже довольно привлекательных, валят друг друга на кровать с таким видом, словно валят лес, то "Серена", безусловно, может представлять для вас определенный интерес.