Киллер вспомнил Цветомузыку
Заговорил основной свидетель по делу красноярского «авторитета»
В Красноярском краевом суде допрашивают основного свидетеля обвинения по делу известного криминального авторитета Вилора Струганова (Паша Цветомузыка), которому инкриминируют организацию убийства пяти человек в 1990-е годы. Показания дает его бывший подельник Александр Живица. Свидетель утверждает, что по приказу Струганова был исполнителем и соучастником целого ряда громких заказных убийств в ходе борьбы за влияние в криминальном бизнесе тех лет.
Допрос Александра Живицы начался в понедельник. На процесс его приводят в наручниках, поскольку сейчас он находится в СИЗО и ждет собственного суда. Живица был задержан в ходе расследования другого громкого уголовного дела — убийства в ноябре 2012 года Александра Бахтина, сына крупного красноярского криминального деятеля Александра Бахтина (Петруха). После ареста он решил дать признательные показания против своего бывшего подельника Вилора Струганова, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве.
Как сообщил следствию Александр Живица, по приказу Вилора Струганова он стал непосредственным участником убийств пяти человек, совершенных в Красноярске с 1994 по 1998 год. Их основной целью было устранение конкурентов в криминальной сфере. Среди жертв оказались сразу несколько влиятельных криминальных деятелей того времени — Юрий Толмачев (Толмач), Анатолий Артюшков (Артюшок) и Владимир Филиппов (Филипп). Двое последних поплатились жизнью якобы за то, что пытались занять место «смотрящих» в Красноярском крае. Кроме того, Вилор Струганов обвиняется в организации нападения в ноябре 1995 года на красноярского предпринимателя Сергея Михайленко, заподозренного в намерении убить партнера по бизнесу Струганова. Впоследствии якобы Цветомузыка приказал убить исполнителя этого преступления — бывшего охранника Виталия Тельпкова, которого посчитал опасным свидетелем. Обвиняемыми по делу также проходят два человека из ближайшего окружения Струганова — Владимир Ошаров (Ошара) и Игорь Еловский (Елка). Их подозревают в пособничестве и непосредственном исполнении убийств.
Александр Живица рассказал, что познакомился с Вилором Стругановым в начале 1990-х годов, во время отбывания наказания в колонии-поселении, расположенной в поселке Хайрюзовка Иланского района Красноярского края. По его словам, Цветомузыка пользовался авторитетом в колонии, поскольку входил в окружение вора в законе Станислава Кулеша (Косяка). В своих показаниях Живица сообщал, что Струганов мог часто отлучаться из колонии, поскольку занимался закупками, и поэтому часто появлялся в Красноярске и подолгу проживал вместе с семьей. В один из таких визитов, рассказал свидетель, в 1994 году он встретился с уже освободившимся Живицей и дал ему первое задание — убить «авторитета» Юрия Толмачева. Для исполнения преступления выдал автомат АК-47 со спиленным прикладом и полным магазином на 30 патронов. Живица утверждает, что действовал в одиночку. Он знал, что Толмачев ездит с многочисленной охраной и входит в подъезд дома только после тщательной его проверки, поэтому добраться до него будет сложно. Тогда он прокрался в подвал и расстрелял «авторитета» из вентиляционного окошка, когда тот вышел из автомобиля и скрылся незамеченным через люк с другой стороны дома. При этом в суде Живица утверждал, что никогда не служил в армии и стрелял из автомата первый раз. Ранее высказывались предположения, что у Толмачева в начале 1990-х якобы могли быть деловые связи с экс-главой совета директоров Красноярского алюминиевого завода Анатолием Быковым.
После выхода на свободу дела у Вилора Струганова пошли в гору. Живица показал, что «авторитетом» было выкуплено сразу несколько квартир в доме №7 на улице Красной Армии в историческом центре Красноярска. На первом этаже у него были офис и столовая. Из них был выход в оборудованный в подвале дома спортзал, где люди Струганова «поддерживали физическую форму». На втором и третьем этажах были обустроены жилые помещения, где постоянно жили охранники и лица из окружения «авторитета». По его словам, у Цветомузыки был план скупить все квартиры в подъезде, чтобы поселить туда всех людей из своего окружения, но «их владельцы, увидев интерес, сильно подняли цены», и он отказался от задуманного. У дома для машин Струганова была оборудована спецпарковка, где всегда находились заправленные и готовые к работе машины. Отметим, что ранее старший брат Вилора Струганова Андрей показывал на процессе, что часто посещал кафе города, где постоянно бесплатно «ел от пуза», поскольку в их бизнесе были доли его брата. В каких именно — он уточнить отказался после предупреждения находившегося в зале Вилора. По показаниям Александра Живицы, в 1990-х годах Струганов якобы контролировал один из крупнейших городских рынков «Взлетка». Сам Цветомузыка рассказал в суде, что одним из направлений его бизнеса было «обналичивание финансовых обязательств красноярских компаний, в частности энергетиков».
Как криминальный авторитет попросил суд с присяжными
В сентябре Красноярский краевой суд приступил к ознакомлению с материалами уголовного дела известного красноярского «авторитета» Вилора Струганова (Паша Цветомузыка). Как полагает следствие, в 1990-е годы он организовал пять заказных убийств, в том числе целого ряда крупных криминальных деятелей. Вилор Струганов вину признавать отказывается и требует проведения публичного судебного процесса с участием присяжных. Читайте подробнее