Округом марш
Петр Капишников покидает пост главного федерального инспектора по Башкирии
Как стало известно „Ъ“, в конце этой недели покинет свой пост главный федеральный инспектор по Башкирии Петр Капишников, делегированный в регион из Оренбурга в 2007 году. Официальной причиной ухода чиновника называют истечение 30 октября срочного годового контракта, продленного в прошлом году. Источники „Ъ“, впрочем, также указывают на то, что господину Капишникову не удалось выстроить отношения с главой региона Рустэмом Хамитовым и полпредом президента России в Приволжском федеральном округе Михаилом Бабичем. Своих дальнейших планов ГФИ не раскрывает. Собеседники „Ъ“ полагают, что он вернется в Оренбург, где его семья владеет бизнесом.
По данным „Ъ“, вчера главный федеральный инспектор по Башкирии (ГФИ) Петр Капишников объявил своим подчиненным о намерении в конце недели покинуть эту должность. Его срочный контракт, продленный в октябре прошлого года, истекает 30 октября. В этот день господину Капишникову, который был делегирован в Башкирию с аналогичной должности в Оренбургской области в 2007 году, исполнится 61 год. О возможной смене ГФИ разговоры ходили еще в прошлом году. По словам собеседников „Ъ“, замену господину Капишникову активно подыскивал аппарат полпреда Михаила Бабича, заинтересованный в назначении в регион лояльного полпреду человека — ГФИ был назначен еще при предшественнике господина Бабича Григории Рапоте. Кроме того, у федерального инспектора так и не сложились отношения с Рустэмом Хамитовым. Источники „Ъ“ утверждают, что в администрации господина Хамитова неоднократно предлагали своих кандидатов на замену ГФИ. «Обсуждались несколько человек, которые уехали из Башкирии, но все еще связаны с регионом»,— рассказал один из бывших чиновников правительства.
Петр Капишников вчера на звонки на мобильный телефон не отвечал. В его аппарате „Ъ“ сообщили, что заявление об уходе он сделал на координационном совещании с участием руководителей всех федеральных структур, представленных в Башкирии, и главы администрации президента Башкирии Сергея Молчанова. Это произошло после обсуждения хода подготовки к зиме и празднования Дня народного единства. «Он (Капишников.— „Ъ“) поблагодарил всех за совместную работу и попрощался. О своих планах не говорил»,— рассказал один из участников.
По неофициальным данным, ГФИ может вернуться в Оренбург, где сосредоточен бизнес его семьи. На сына чиновника, по данным Kartoteka.ru, оформлены компании группы «Юкон», специализирующиеся на операциях с недвижимостью, топливом и металлом. У семьи также есть бизнес, связанный с авиаперевозками.
Иван Огнев, работавший федеральным инспектором в Башкирии в 2001-2004 годах, полагает, что господин Капишников уже несколько лет как «выполнил задачу, с которой направлялся в регион»: «В 2007 году, когда федеральному центру нужно было обеспечить включенный контроль ситуации в Башкирии, которой управлял Муртаза Рахимов, а предыдущий ГФИ Энгельс Кульмухаметов обеспечить объективную информацию о республике не мог, так как был плотно связан с региональной элитой, Капишников был оптимальным вариантом. Через Алексея Ковальского, переведенного в Башкирию из Оренбурга, где они работали бок о бок четыре года, он быстро вошел в специфику региона». После назначения в Башкирию в 2010 году Рустэма Хамитова, как полагает эксперт, актуальность прежних задач перед ГФИ отпала: «В жизни инспектуры в республике было лишь несколько ситуаций, которые требовали ее вмешательства: выборы президента 2003 года, неопределенность сразу после отставки Рахимова, выборы в горсовет Уфы и в Курултай, а также недавние протестные выступления против строительства завода „Кроношпан” и вокруг разработки шиханов. Во всех ситуациях, требовавших его включения, Петр Николаевич отработал грамотно и заблаговременно дал информацию для принятия решений в округе и в Москве». В публичности ГФИ, из-за отсутствия которой господина Капишникова недолюбливала пресса, не было необходимости, полагает господин Огнев: «Это не публичная политика, а сбор информации и контроль. Им излишняя публичность может и повредить».
Бывший высокопоставленный чиновник правительства республики в то же время отметил, что ГФИ не удалось стать координирующим звеном между региональными силовиками: «Они ему явно не подчинялись и играли собственную партию. Это стало отчетливо заметно, когда от аппарата инспектора ждали помощи в снижении активности оппозиции на выборах в горсовет Уфы в 2012 году. Он вроде старался, но получалось, откровенно говоря, не очень». «В отличие от многих регионов, где федеральный инспектор является третьим человеком после губернатора и главы заксобрания, Петр Капишников таким человеком ни при Рахимове не был, ни при Хамитове не стал»,— заключил собеседник.
Лидер регионального отделения «Справедливой России» Константин Шагимуратов прогнозирует, что после состоявшегося избрания Рустэма Хамитова назначение ГФИ в Башкирии может получить «более активный и, может быть, даже более безапелляционный человек». «Если Капишникову, назначенному еще до Бабича, удавалось сохранять нейтралитет по ряду вопросов, например, „Кроношпана” или оппозиции, то, вероятнее всего, от следующего назначенца этого ожидать не приходится»,— полагает партиец.