"Идея концентрации власти вызывает у украинцев тотальное неприятие"
По последним данным ЦИК Украины, "Народный фронт" премьера Арсения Яценюка лидирует на выборах в Верховную раду. За ним с отрывом в 0,4% следует "Блок Петра Порошенко". Часть экспертного сообщества называет это поражением действующего президента. Однако, по мнению обозревателя Константина Эггерта, украинское общество изменилось настолько, что понять его россиянам будет с каждым годом все труднее.
Мне не раз приходилось цитировать название давней книги экс-президента Украины Леонида Кучмы — "Почему Украина не Россия". Теперь есть еще один ответ на этот вопрос: потому что украинцы верят в парламентскую политику и не верят в принцип "Вождь отвечает за все!"
Вместо того, чтобы в военное, по сути, время передать все полномочия не только действующему президенту, но и его партии, украинцы решили: влияние главы государства нужно уравновесить. Именно поэтому они подарили дополнительные голоса партии премьера Арсения Яценюка.
Надежда Петра Порошенко построить свою "вертикаль власти" (а эта надежда, несомненно, у него была) теперь едва ли будет реализована на практике. Такая вера людей в парламентскую демократию многим в России кажется самоубийственной. "Что вы делаете?" — изумляются даже те немногие, кто симпатизирует Украине. "Эта Рада не проживет и года!" — вещают политологи в Москве, да и в Киеве. "Если будет нужно, изберем другую", — спокойно отвечают на это мои украинские знакомые.
Они совершенно убеждены, что не миллиардер Коломойский, не масоны, не Госдеп, и даже не президент Порошенко с премьером Яценюком — главные в их стране. Они – Катерина, Оксана, Евген, Олеся, Игорь, Наталка, Мустафа и миллионы их сограждан – считают главными себя.
Может быть, они ошибаются, и рано или поздно страну захватит какая-нибудь чудовищная олигархия. Но, по крайней мере пока, мне в это верится с трудом. Начиная с 1991 года украинское общество ни разу не поддалось соблазну свернуть демократические институты, пусть слабые, несовершенные, коррумпированные, и перейти к авторитарному правлению. Искушение сделать это было у Виктора Януковича. Результат мы знаем.
Впрочем, даже ушедшая ныне Рада не была разогнана после февральских событий. Она работала вплоть до этих выборов. Средний украинский избиратель прекрасно знает, что большинство политиков в его стране, мягко говоря, не ангелы. Но он не делает из этого вывода, что ему не нужны политические институты как таковые. Более того, идея концентрации власти вызывает у него тотальное неприятие. К этому выводу политически активные граждане Украины пришли в результате двух майданов. И именно поэтому после парламентских выборов у президента Порошенко не оказалось всей полноты власти. Прошедшее голосование еще больше усилят взаимное непонимание между нами и украинцами. "Вам что, больше всех надо?" — спрашиваем мы их. Они отвечают "Да, больше всех". А мы все никак не возьмем в толк, почему.