«На падающем рынке надо выделяться»

Интервью

Андрей Соболев, гендиректор SavoryGroup (Москва)

Андрей Соболев, гендиректор SavoryGroup (Москва)

— Как вы оцениваете ситуацию с землей в Тюменской области?

— Если говорить о загородном строительстве, которым мы преимущественно занимаемся, в Тюменской области на рынок активно вышел Фонд РЖС, который сейчас довольно удачно формирует участки под застройку — ликвидные локации, приемлемая социальная нагрузка и условия застройки. В самой Тюмени ситуация, как в любом российском региональном центре, — свободных ликвидных площадок не так много, а по имеющимся не всегда привлекательно выглядит экономика проекта. Плюс историческая застройка, непростые грунты, уже довольно серьезная загруженность дорожной сети и социальной инфраструктуры. Но, конечно, новые проекты все же регулярно выходят на рынок.

— Как складывается взаимодействие с властью в этом вопросе?

— Скажу так — во многих регионах могли бы позавидовать уровню взаимодействия тюменских властей с девелоперами.

— Другие уральские регионы менее привлекательны?

— Наша специализация — исключительно концептуальные проекты и нестандартное продвижение, а это, за редким исключением, подразумевает все же среднеэтажную и малоэтажную застройку с особыми решениями по архитектуре, планировкам и инженерии, рекреационным зонам, урбанистике в целом. В таких проектах предложение формируется, прежде всего, под потребности современного жителя, а не только под итоговые цифры финансовой модели. Не могу сказать, что, к примеру, в Екатеринбурге этот сегмент рынка сильно развит. Срабатывает привычный стереотип застройщика — арифметически многоэтажная застройка всегда экономически более привлекательна. Но у «правильного», концептуального малоэтажного или среднеэтажного проекта ликвидность и цена метра выше, сроки реализации проекта, необходимые инвестиции и риски — меньше, плюс по умолчанию крайне лояльный сегмент покупателей, другая конкурентная среда.

— Регионы в этом плане более привлекательны для московских застройщиков и из-за меньших проблем с землей?

— Во-первых, в Москве серьезные административные барьеры. Чтобы зайти в многоэтажное строительство, нужно иметь хорошую финансовую подушку. В регионах все, конечно, несколько проще. Здесь обычно с властью крупные застройщики взаимодействуют на уровне личного знакомства, поэтому все затраты легко просчитать. Во-вторых, в Москве сильно насыщенный рынок. Коммерческие затраты на продвижение проекта в столице будут в разы больше, чем в любом регионе. Помимо всего прочего в Москве довольно конкурентный рынок с точки зрения уже построенного жилья. Когда мы заходим с концептуальными, красивыми, удобными проектами в регионы, сталкиваемся с ситуацией, что у нас практически нет конкурентов. Если они есть, то это единичные объекты, от которых легко отстроиться.

— Какие, на ваш взгляд, перспективы развития региональных рынков?

— В ближайшем будущем на региональном рынке жилья нас ожидает пора конкуренции концептов. Регионы традиционно развиваются в том же цикле, что и Москва, но с отставанием в три-пять лет. Все, что мы видели в малоэтажном строительстве — участки без подряда, «дикий» эконом, — в столичном регионе уже сошло на нет, но здесь все еще популярно. Уверен, загороду ничего не останется, как в ближайшие два-три года стать концептуальным и удобным. Многоэтажка в Екатеринбурге и Тюмени уже может дать фору многим столичным проектам. На очереди освоение формата комплексной концептуальной застройки в малоэтажном и среднеэтажном сегменте. А сегодняшняя экономическая ситуация станет дополнительным катализатором для подобных трансформаций. Ведь на падающем рынке уже не достаточно просто «быть», надо выделяться и желательно не за счет банальных скидок.

Интервью взяла Анна Асташкина

Вся лента