Кризис казнил казну
Правительство Самарской области одобрило бюджет на 2015 год
Проект бюджета Самарской области на 2015‑й и плановый период — 2016/17 вчера рассмотрел региональный кабинет министров. Основные показатели бюджета на 2015 год, по сравнению с плановыми в бюджете на 2014–2016 годы, сократились по доходам на 12 млрд рублей, по расходам — на 11 млрд рублей, дефицит при этом вырос примерно на 1 млрд рублей. По сравнению с плановыми показателями текущего года, в 2015 году расходы будут меньше на 23 млрд рублей. Эксперты связывают такое положение дел с существующей макроэкономической ситуацией, введением экономических санкций, ростом курса доллара и падением цен на нефть.
Вчера на заседании правительства Самарской области впервые был представлен проект бюджета региона на 2015‑й и плановый период 2016/17 годов. Для расчета прогнозных показателей по основным доходным источникам были использованы цифры базового варианта прогноза социально-экономического развития на 2015–2017 годы, пояснил министр управления финансами Сергей Кандеев. «Основным принципом при разработке бюджета являлась экономия бюджетных средств и их концентрация на наиболее приоритетных социально-экономических задачах, стоящих перед областью», — отметил господин Кандеев.
Так, доходы областного бюджета на 2015 год запланированы в размере 129,2 млрд рублей, расходы — 138,2 млрд рублей, размер дефицита, соответственно, равен 9 млрд рублей (7,8 %). При этом налоговые и неналоговые доходы прогнозируются в 2015 году в размере 114,7 млрд рублей. В законопроекте учтено поступление в региональный бюджет из бюджетов других уровней дотаций и субсидий в сумме 14,5 млрд рублей. С учетом прогнозируемого объема поступлений и источников финансирования дефицита областного бюджета общий объем расходов на 2015 год на 23,3 млрд рублей меньше плановых назначений 2014 года, которые составляют 160,5 млрд рублей.
Более того, по словам Сергея Кандеева, предельный объем расходов областного бюджета на 2015 и 2016 годы на 8 % и 10 % соответственно меньше параметров, утвержденных Законом «Об областном бюджете» на 2014 год и плановый период 2015/16 годов. Согласно опубликованному на официальном сайте регионального минфина Закону о бюджете Самарской области на 2014–2016 годы, основные параметры бюджета на 2015 год таковы: доходы — 141,5 млрд рублей, расходы — 149,8 млрд рублей, дефицит — 8,2 млрд рублей.
Основными источниками доходов областного бюджета, по словам господина Кандреева, по-прежнему являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.
В 2015 году объем поступлений от консолидированной группы налогоплательщиков прогнозируется в размере 15,2 млрд рублей. Общий объем поступлений доходов по налогу на прибыль в 2015 году планируется в сумме 40,5 млрд рублей.
Поступление акцизов по подакцизным товарам в 2015 году прогнозируется в размере 15,4 млрд рублей. Основной объем поступлений акцизов в 2015 году запланирован от пива — 10,7 млрд рублей. Поступления акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % в 2015 году планируются в сумме 98 млн рублей, что ниже ожидаемой оценки текущего года на 87 %. «Резкое снижение прогноза связано с приостановкой деятельности основного производителя алкоголя — СК „Родник”. Поступление в доход бюджета акцизов от реализации алкогольной продукции, произведенной на производственных мощностях „Родника”, планируется в 2016–2017 годах. В этой связи совокупный объем реализации алкогольной продукции начиная с 2016 года составит порядка 4,3 млн декалитров в год, а прогноз поступлений доходов увеличится до 3,5 млрд рублей в 2016 году и до 3,6 млрд рублей в 2017 году», — пояснил Сергей Кандеев.
В итоге проект бюджета был одобрен, и до 1 ноября текущего года он должен быть представлен в Самарскую губернскую думу. Первый вице-губернатор Самарской области Александр Нефедов, в свою очередь, подчеркнул, что, несмотря на дефицитность бюджета, в нем в полном объеме сохраняются обязательства региона по социальной поддержке населения, увеличению зарплат сотрудникам бюджетной сферы. «Нам предстоит работать в режиме жесткой экономии», — подчеркнул господин Нефедов.
Рассуждая о причинах сокращения расходной и доходной частей бюджета, президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов» Дмитрий Яковенко пояснил, что это связано с макроэкономической ситуацией в целом. «Гарантий того, что мы получим из федерального бюджета то, что планировали изначально, нет. Мало того, надо учитывать, что в нынешней ситуации снижения цен на нефть, санкций может снизиться и рентабельность производства», — рассуждает господин Яковенко. При этом он, правда, не исключает возможности стабилизации ситуации, связывая ее опять же с возможным изменением политической ситуации в мире. По мнению заместителя председателя правления Локо-банка Андрея Люшина, с учетом крайне негативной ситуации в экономике, ускорения инфляции на фоне ослабления российской валюты, определенные корректировки вполне вероятны в будущем. «Увеличение доходов (бюджета. — „Ъ“) не исключено за счет повышения качества налогового администрирования, но в реальном выражении с учетом инфляции, скорее, будет сокращение», — полагает господин Люшин.
Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев, в свою очередь, в беседе с „Ъ“ подчеркнул, что бюджет региона зависит не только от политических факторов, но и от экономических. «Можно предположить, что Самарская область не очень хорошо проголосовала за Николая Ивановича Меркушкина с учетом того, что в предвыборную кампанию многим объясняли, что залогом увеличения финансирования различных направлений на конкретных территориях является высокая явка и высокий процент голосования. Я, конечно, иронизирую, но на самом деле в моей иронии есть определенная мысль: голосуй не голосуй — все равно получишь результат, который соответствует экономическому положению. Мы входим в период серьезного экономического кризиса. Поэтому объективно доходная часть падает», — отметил господин Матвеев.