АвтоВАЗ вернулся к утилизации
Завод опять начал продажи машин со скидкой
Выход АвтоВАЗа из госпрограммы поддержки автопрома за счет утилизации старых машин продлился чуть больше недели: вчера концерн возобновил продажи со скидкой всех своих моделей, кроме Lada Granta. Завод останавливал продажи по госпрограмме, так как исчерпал свою неофициальную квоту. Но, по словам источников "Ъ", окончательного решения о продлении программы пока по-прежнему нет. Но АвтоВАЗ, вероятно, получил некие гарантии от государства по компенсации потраченных денег, считают эксперты: завод вряд ли решился бы самостоятельно давать скидку на уровне 15% к ценам популярных моделей.
Вчера АвтоВАЗ неожиданно объявил о возобновлении приема заявок на покупку автомобилей по госпрограмме утилизации. В программе теперь будут участвовать все модели завода, кроме Lada Granta, "самой востребованной по программе утилизации в сентябре--октябре". В ближайшее время АвтоВАЗ будет обеспечивать только ранее поданные заявки на покупку седана Granta, поясняют на заводе. Причины возобновления участия в программе не поясняются.
Напомним, что АвтоВАЗ приостановил прием заявок на покупку машин в рамках госпрограммы 21 октября. В компании тогда поясняли, что продажи по программе, стартовавшей в сентябре, "превзошли все ожидания": было продано более 40 тыс. автомобилей, у завода осталось около 30 тыс. предварительных заказов. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, поясняли, что АвтоВАЗ выбрал "практически весь лимит средств", которые неофициально зарезервированы для него в рамках программы (по данным "Ъ", порядка 2 млрд руб.), а вопрос продления господдержки не решен и требует согласования с Минфином. На текущий этап программы до конца года из бюджета выделено 10 млрд руб. Планируется, что в рамках программы в целом будет продано 170 тыс. машин автопроизводителей со сборкой в России. При сдаче легкового автомобиля в утиль скидка на новую машину составит 50 тыс. руб., при trade-in — 40 тыс. руб., для тяжелого грузовика — 350 тыс. и 300 тыс. руб. соответственно. Основным бенефициаром программы стал АвтоВАЗ: к середине октября на его продукцию пришлось 57% утилизационных продаж.
Сейчас собеседники "Ъ" говорят, что АвтоВАЗ "продолжил участие в программе по собственной инициативе" и "никаких конкретных решений о ее продлении по-прежнему нет". Но, полагает один из них, "видимо, после приостановки участия государство дало заводу какие-то гарантии возмещения потраченных денег" — либо за счет перераспределения невыбранных другими производителями квот, либо за счет продления программы в 2015 году. Источники "Ъ" подчеркивают, что выйти из программы для АвтоВАЗа "как минимум невыгодно": во многом благодаря ей падение его продаж замедлилось с 32% в августе до 9% в сентябре. При этом, отмечают участники рынка, Granta "и так самая продаваемая модель в России". Другие автопроизводители пока не корректируют планы по программе, например, в "Фольксваген Груп Рус" вчера сообщили "Ъ", что по-прежнему планируют завершить свое участие в ней 31 октября.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" полагает, что возобновление участия АвтоВАЗа "с большой долей вероятности говорит о том, что у игроков рынка существует стратегическое понимание, что ее продлят". "Скорее всего АвтоВАЗу дали гарантии возмещения затрат из бюджета, за свой счет убыточный завод не смог бы продавать машины со скидкой 50 тыс. руб. при стоимости моделей 300-400 тыс. руб.",— подчеркивает он.