Ток как топливо
В борьбе за акустическую чистоту среды
Porsche Panamera S E-Hybrid стала первым в мире подзаряжаемым гибридом среди люксовых брендов. Но это совсем не первый гибрид от Porsche — в 2010 году компания из Вайссаха начала выпуск гибридных Panamera и Cayenne. Главное отличие нашей сегодняшней героини — появление возможности подзарядки от электросети. Следствием этого и батарея стала более емкой, и электромотор мощнее.
Трудно сказать, каким из параметров новой Panamera S E-Hybrid больше гордятся на Porsche — сниженным почти до трех литров на сотню расходом топлива или превышающей 400 л.с. совокупной мощностью привода. Porsche просто стремится все делать настолько хорошо, насколько это возможно. Поэтому, если уж появилась возможность повысить экономичность за счет дополнительного привода, то надо ее использовать по полной программе. Вот и используют. Это стремление к совершенству диктуют инженерные корни компании. Кстати, если кто не помнит, первый в мире гибрид построил как раз Фердинанд Порше — в 1900 году он спроектировал модель Mixte для австрийской фирмы Lohner. Тогда основатель Porsche тоже преследовал цель создания эффективного автомобиля. Сегодня его преемники стремятся к тому же. Экономичность как раз признак совершенства, несмотря на стоимость самого автомобиля.
Чистая сила
Знакомиться с Panamera S E-Hybrid мы отправляемся в элитные районы Ленинградской области на Приморское шоссе, которое соединяет Репино, Комарово, Зеленогорск и прочие знаменитые дачные места. Симпатичные домики прячутся среди сосен на морском побережье, и покой местных жителей охраняют знаки ограничения скорости — где-то 60, а в некоторых местах и 40. Вот здесь гибридная Panamera смотрится органично: престижный бренд, соответствующая цена. У человека ведь все должно быть прекрасно: квартира в старом фонде, дача в Комарово, Porsche Panamera… Можно, конечно, обойтись и обычной Panamera, но гибридная гораздо лучше подходит для тихого дачного места — не только не загрязняет воздух отработавшими газами, но и работает гораздо тише. Есть такое понятие «акустическое загрязнение среды», и Panamera S E-Hybrid как раз позволяет его снизить.
Чтобы достигнуть наилучшего результата в деле природоохраны, я нажимаю кнопку E-Power справа от рычага трансмиссии и переключаюсь в режим электромобиля. Он практически не ограничивает водителя — максимальная скорость в нем может достигать 135 км/ч, так что Porsche остается Porsche, даже став экологически чистым. Правда, при такой скорости, конечно, мы не проедем обещанных 36 километров на чистом электроприводе. Вот соблюдение скоростного режима, требуемого знаками, помогает мне поддерживать запас энергии, и указатель уровня заряда падает не слишком быстро. Электромотор мощностью 70 кВт (95 л.с.), вместо 34 на предыдущей Panamera, позволяет довольно уверенно разгоняться — но все же заметно медленнее, чем в гибридном режиме. Если максимально быстрый разгон 0–100 км/ч требует 5,5 секунды, то электромотор позволит набрать за примерно такое же время вдвое меньшую скорость — 6,1 секунды требуется для разгона до 50 км/ч. Но в случае необходимости можно продавить педаль до упора, и это приведет к включению двигателя внутреннего сгорания. Его максимальная мощность — 333 л.с., так что динамика будет такой, какую мы ждем от Porsche. Чтобы водитель не забывал о бережливости, в электромобильном режиме у педали акселератора появляется своеобразная ступенька: для максимальной динамики машины нужно приложить дополнительное усилие. При этом режим E-Power остается включенным, и при сбросе газа и снижении скорости Panamera возвращается в состояние электромобиля.
Пробовать возможности Panamera S E-Hybrid надо в ее главном режиме — гибридном. У него нет никаких специальных обозначений и кнопок. Но именно в нем машина работает наиболее эффективно. Причем с обеих точек зрения: при замедлении происходит рекуперация энергии, которая запасается в батарее, а при резком разгоне на помощь двигателю внутреннего сгорания приходит электромотор. За этими процессами можно следить по указателю мощности на панели приборов и анимированной картинке, где отображается движение мощности. Само наблюдение за такими указателями очень стимулирует бережное отношение к энергии.
Еще один режим E-Charge предназначен для заряда батареи на ходу на тот случай, если после загородной поездки планируется движение по городу, где вы с присущей владельцам гибридных Porsche гуманностью хотите меньше загрязнять воздух. При включении этого режима мы движемся на обычном ДВС, а электромотор работает как генератор. Дополнительная нагрузка практически не ощущается. Оптимальная скорость для подзарядки — примерно 100 км/ч, и при этом полная зарядка потребует меньше часа езды. Идеально для немецких условий, где ежедневные поездки на работу по автобану за сотню километров никого не удивляют.
Но правильный режим зарядки батареи — на стоянке, через специальное устройство. В комплект входят два кабеля — для обычной бытовой сети и для промышленной сети. Во втором случае для полного заряда требуется менее двух с половиной часов. Мы получили полную батарею всего за два часа во время перерыва на обед: и сами «зарядились», и машину «покормили».
Тесная связь
За зарядкой можно следить даже на расстоянии через специальное приложение на смартфоне. Если у вас автомобиль стоимостью пять миллионов, то ваше время стоит достаточно дорого, и надо иметь максимум информации для планирования своего дня. Функции типа времени зарядки или поиска ближайших точек, где она возможна, не так важны для гибрида, как для электромобиля — ведь у нас всегда есть возможность двигаться на бензине. Однако сама идея плагин-гибрида состоит в приближении к электромобилю, так что коммуникации с машиной должны помочь в использовании электропривода и стимулировать ездить без выхлопа.
Подключение к электросети дает возможность использовать и другие функции: например, задать время готовности к поездке, и автомобиль сам нагреет или охладит салон к заданному времени. Также автомобиль регулирует сам процесс зарядки, чтобы, например, основное потребление энергии пришлось на время более низких тарифов.
Благодаря Porsche Car Connect можно открывать и закрывать автомобиль по команде с телефона, и даже складывать зеркала. Также обеспечивается безопасность машины и ее поиск. Все это обеспечивает компания с сервером в Швейцарии — сама Porsche этим не занимается. Для гибрида приложение входит в стандартную комплектацию. И его использование бесплатно в течение первых пяти лет. Система отслеживания автомобиля поможет тем, кто пострадал от желающих бесплатно приобщиться к миру гибридов. Ведь с точки зрения технического совершенства на сегодня Panamera S E-Hybrid — самая впечатляющая модель Porsche.
Porsche Panamera S E-Hybrid
Двигатель, тип V6 с наддувом и электромотор
Объем ДВС, куб. см 2995
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км 3,1
Расход электроэнергии (смешанный цикл), Вт/км 162
Запас хода на электроприводе, км от 18 до 36
Цена в России, руб. 5 177 000