20 января 1920 года родился итальянский режиссер Федерико Феллини. С трудом завоевав любовь публики, он стал настоящим классиком кинематографа. Жизнь режиссера «Сладкой жизни» и «Восьми с половиной» — в фотогалерее «Ъ».
Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в итальянском Римини в бедной семье. Федерико рос болезненным ребенком, часто страдал от головокружений и обмороков. Врачи даже ошибочно поставили диагноз «сердечная недостаточность». Однако позже оказалось, что мальчик лишь притворялся больным, потому что ему нравилась забота родителей На фото: Федерико Феллини (справа) с братом Рикардо
Фото: Fotobank / Time Life Pictures / Pix Inc. / Getty Images
В 1938 году Феллини приехал в Рим. Денег хватало только на комнату возле вокзала, по соседству с торговцами-китайцами, ворами и проститутками. Феллини зарабатывал на жизнь рисунками. Будущий режиссер поступил на юридический факультет, правда, одной из главных причин впоследствии назовет не интерес к специальности, а отсрочку от армии Муссолини: «Из-за одного этого стоило просиживать штаны в классе». В дальнейшем избегать призыва ему помогало уже знакомое искусство симуляции болезней
Фото: Fotobank / Mondadori Portfolio / Getty Images
В 1950 году Федерико Феллини поставил свой первый фильм вместе с режиссером Альберто Латтуада под названием «Огни варьете» (кадр на фото) о бродячей труппе, путешествующей по Италии на поезде и дающей представления в захолустных городках и поселках. Этот фильм стал первой экранизацией Феллини и его первой режиссерской работой. Ранее Феллини вместе со сценаристом Серджо Амидеи и режиссером Роберто Росселлини написал сценарий к фильму «Рим, открытый город»
Фото: Capitolium
В октябре 1943 года Феллини женился на молодой актрисе Джульетте Мазине (на фото). Они прожили в браке 50 лет. Именно Мазина, главным достижением которой считаются четыре роли в фильмах Феллини, помогла гениальному, но лишенному деловой хватки режиссеру попасть в мир большого кино
Фото: AP
В 1949 году Федерико Феллини написал сценарий к фильму «Дорога», но пять лет не мог найти средства для съемок. После работы над этой картиной у режиссера случился психический надлом, который он сам позднее называл «Чернобыль души». Фильм ожидал оглушительный успех: более пятидесяти наград, в том числе «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале и «Оскар»
На фото (слева направо): Федерико Феллини, его жена Джульетта Мазина и кинопродюсер Дино Де Лаурентис
Фото: AP / Ellis Bosworth
5 февраля 1960 года на премьере «Сладкой жизни» (1960, на фото кадр из фильма) в Милане один из зрителей плюнул Феллини в лицо. Публика приняла фильм крайне негативно. На протяжении нескольких месяцев картина была запрещена к показу в Италии: католическая церковь возмутилась сценой стриптиза. Однако затем фильм получил признание критиков, а вместе с ним и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, постепенно приобретая статус культового и эпохального
Фото: Pathe Consortium Cinema
«Сейчас фильмы миновали фазу повествования в прозе и приближаются к поэзии. Я стараюсь освободить себя от определенных ограничений, то есть историй с началом, развитием и финалом. Это скорее должна быть поэма со своим собственным ритмом и размером» В своем творчестве Феллини продолжал экспериментировать всю жизнь. В его фильме «Восемь с половиной» (1963) последовательное повествование исчезает как таковое
Фото: AP / Mario Torrisi
«Любое искусство автобиографично; жемчужина — это автобиография устрицы» «Восемь с половиной» (кадр на фото) получил сразу два «Оскара». Феллини снял в картине друга Марчелло Мастроянни и актрису Клаудию Кардинале. В основе — сюжет о кинорежиссере, находящемся в творческом и жизненном кризисе
Фото: FD
«Восемь с половиной» оказался коммерчески успешным фильмом. Его показали и в СССР, фильм получил приз Московского кинофестиваля, благодаря чему Феллини с женой посетили СССР
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Режиссер мечтал воплотить на экране свои заветные мечтания и сны, но был не в состоянии сделать это — продюсеры не хотели финансировать непонятные для них сценарии. Однажды Феллини удалось получить деньги на фильм, который он задумал уже давно — по сюжету герой гибнет в авиакатастрофе. Но перед началом съемок Феллини попал в больницу, что навсегда остановило работу над лентой
На фото: Федерико Феллини целует космонавта Валентину Терешкову во время приезда в Москву
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Федерико Феллини страстно любил автомобили, в одном из интервью он объяснил, что автомания сыграла важную роль в его творчестве: «Без какого-либо смысла проносящиеся непрерывной чередой перед моими глазами картинки, создающие идеальную психологическую ситуацию для обдумывания фильмов, которые я собирался сделать. Большая часть моих фильмов была задумана в машине». Однако после ДТП в начале 1970-х он навсегда перестал водить и перешел на пешие прогулки
Фото: Droits reserves
Во время съемок для Феллини было чрезвычайно важно мнение своей жены Джульетты Мазины. Супруги поссорились во время съемок «Сатирикона» (1969), и Мазина перестала приходить на площадку. Другие актеры по-разному отзывались о Феллини. Например, Анук Эме вспоминает демократичный подход режиссера: «Сценарий помнишь? Тогда вперед!». А Дональд Сазерленд считал Феллини настоящим деспотом на площадке
Фото: AP / Mario Torrisi
Специально для Мазины Феллини написал сценарий фильма «Джульетта и духи» (1965, кадр на фото). Начиная с этой картины, режиссер все фильмы снимал в цвете. В отличие от большинства режиссеров, он не пользовался какой-либо определенной цветовой гаммой, а больше внимания уделял созданию полуфантастического мира воспоминаний своих героев
Фото: Francoriz Production
Всемирный успех «Сладкой жизни» и «Восемь с половиной» принес Феллини известность, но не достаток. Феллини, по собственному признанию, не умел ни зарабатывать деньги, ни тратить их. Семейным бюджетом занималась Мазина. Режиссер с женой всегда жили в квартире в центре Рима, но так и не смогли накопить на хороший загородный дом, о котором мечтала актриса
Фото: Wikimedia / Walter Albertin
В своем позднем творчестве Феллини все чаще возвращался к теме детских воспоминаний: в 1974 году он снял «Амаркорд», что на романьольском диалекте Римини, где вырос Феллини, означает «Я вспоминаю». В целом в поздний период Феллини подвергался большой критике — за оторванность от реальности На фото: съемочная площадка фильма «Амаркорд»
Фото: AP
В 1980-х годах Феллини снял всего четыре фильма, работая со своими любимыми актерами – Марчелло Мастроянни и Джульеттой Мазиной. Продолжая собирать награды кинофестивалей, Феллини одновременно потерял зрительскую популярность На фото: с актрисой Анной Маньяни
Фото: AP
«Мой зритель умер», — заявил Феллини, увидев полупустой зал на премьере очередной картины. Находить продюсеров было все сложнее, и режиссер, негативно относящийся к рекламе и телевидению, вынужден был снимать рекламные ролики: для «Биттер Кампари», «Ригатони Барилла» и «Банка ди Рома»
Фото: AP / Richard Drew
В 1990 году Феллини снял свой последний фильм «Голоса луны». В нем мир предстает глазами человека, недавно вышедшего из сумасшедшего дома, а главную роль играет итальянский эксцентрик Роберто Бениньи. После этого режиссер снимал лишь рекламные ролики
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
15 октября 1993 года Федерико Феллини госпитализировали с инсультом. 31 октября, через 50 лет и один день после свадьбы с Джульеттой Мазиной, Феллини скончался. Джульетта Мазина, больная раком легких, пережила мужа на пять месяцев. Перед смертью она выразила желание быть погребенной с фотографией Федерико в руке
На фото: актриса Софи Лорен и Федерико Феллини во время вручения режиссеру почетного «Оскара» за общий вклад в киноискусство
Фото: AP / Reed Saxon
Когда Италия хоронила известного режиссера, движение в Риме было остановлено. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам Италии — от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в приморском городе Римини
Фото: AP / Roberto Mezzetti