Модернизируй это

Пермским производителям товаров народного потребления среди других отраслей экономики приходится сложнее всего в конкуренции с западными игроками. Наша легкая и пищевая промышленность создавалась для нужд СССР, и в современных условиях у нее практически не было других шансов выжить, как быть поглощенной в состав крупных холдингов. Однако ее отдельные представители смогли модернизировать производство и найти новые ниши.

Удержать рынок Многие пермские компании легкой промышленности были поглощены крупными игроками еще в начале 90-х. Так, крупнейшего производителя пермских конфет ОАО «Кондитерская фабрика „Камская“» приобрел швейцарский холдинг Nestle, известный пермский производитель бытовой химии ОАО «Пемос» был куплен немецкими конкурентами из концерна Henkel, «Перммолоко» сейчас является пермским филиалом «Юнимилка», Кунгурский молкомбинат вошел в состав «Вимм-Билль-Данн» и так далее. При этом местные бренды, как правило, упраздняются. Купленные заводы перепрофилируются под выпуск одного продукта и становятся монопроизводственными площадками. Так, кондитерская фабрика «Камская» сейчас в основном производит батончики KitKat, а на пермском «Пемосе» в основном разливают «Ласку». Сохранитть собственное производство и выиграть борьбу с федеральными брендами удалось не всем оставшимся игрокам. Но это возможно, главное — найти свою нишу.

Одно из старейших пермских предприятий — ОАО «Кондитерская фабрика „Пермская“» образовано еще в 1982 году и до сих пор сохраняет самостоятельность. Несмотря на серьезную конкуренцию, доля пермской фабрики на рынке кондитерских изделий Пермского края составляет 25%, в масштабах страны — менее 1%.

Чтобы остаться на рынке, предприятие решило модернизировать свои производственные линии. Так, осенью прошлого года кондитеры вложили 700 тыс. евро в новую вафельную линию. Срок окупаемости линии составляет пять-семь лет. «Мы и до этого выпускали вафли, но оборудование было старое и физически изношенное», — пояснил генеральный директор ОАО «Кондитерская фабрика „Пермская“» Борис Швайцер. Благодаря новому оборудованию рынок кондитерам удалось не только удержать, но и расширить: в этом году «Пермская» начала торговать вафельными конфетами по всей стране и даже отправлять на экспорт, а раньше эта продукция продавалась в пределах края. Кроме того, новая линия сократила затраты кондитеров за счет уменьшения ручного труда, соответственно сокращения доли зарплаты в расходах и снижения себестоимости.

Второе направление, в которое инвестировала кондитерская фабрика «Пермская» в прошлом году — это линия производства кондитерских изделий на основе фруктов. В новое оборудование «Пермская» вложила также порядка 700 тыс. евро. «Для обеспечения работы этой линии мы приобрели бизнес в Болгарии — в августе прошлого года купили предприятие по переработке фруктов „Хемако“», — рассказал Борис Швайцер. По его словам, эта покупка позволила «Пермской» работать с более качественным сырьем по хорошей цене.

Фабрика запустила линию производства сладостей на основе фруктов в начале года. Продукция под названием «Фруктовые пастилки» появилась в магазинах в июне. Если 11 лет назад около 90% продукции кондитерской фабрики продавалось в Пермской области, то сейчас — менее 30%. Основной поток продаж приходится на регионы страны, а также на экспорт: в Германию, Литву, США, Туркмению, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Белоруссию, Монголию.

В планах кондитеров — активное развитие направления сладостей на основе фруктов. «Тема кондитерских изделий с фруктовым сырьем — это наша стратегия, причем не обязательно под брендом „Правильные сладости“. Люди хотят понимать, что они едят, часто читают состав конфет. Мы хотим делать качественные кондитерские изделия, к тому же такими сладостями мало кто занимается на рынке. Поэтому мы вложили деньги в сырьевую базу, чтобы иметь качественное сырье по хорошим ценам», — сообщил Борис Швайцер. В дальнейшую модернизацию кондитеры пока вкладываться не будут: ситуация на валютном и финансовом рынках нестабильная, кредитные ставки и стоимость денег растет. «Собственных ресурсов для того, чтобы вкладывать деньги в инвестиции, у нас нет, а брать кредиты при дорогих деньгах пока опасаемся. Ситуация в экономике достаточно сложная, и в ней тяжело принимать решения о дополнительных инвестициях», — пояснил Борис Швайцер.

Расширяя географию Текстильное предприятие ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика» (ЛЧПФ), работающее в Прикамье с 1942 года, также в прошлом году решилось на модернизацию производства. «Лысьвенские колготки» уже не выдерживала конкуренции с китайскими производителями. За последние пять лет объемы производства продукции фабрики снизились на 51,1% (на 13,891 млн пар). Как следствие, снижается и выручка предприятия.

Два года назад у предприятия сменились собственники, а недавно был запущен проект модернизации производства. «В начале разработки нашей стратегии мы изучили рынок, посмотрели, каким ассортиментом мы обладаем и какой товар пользуется спросом. Мы поняли, что нам не хватает яркого детского ассортимента и ассортимента более модного и качественного в бизнес-сегменте», — объяснил генеральный директор Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрики Игорь Торбеев.

Летом этого года фабрика закупила 80 единиц вязального оборудования итальянской компании Lanatti. Партия стала самым крупным приобретением за последние 15 лет, ранее предприятие закупало по 6–8 машин. «У нас имелся цех, который был построен в 90-х годах как цех вспомогательного производства. В последнее время он использовался всего лишь на одну четвертую часть. Мы решили создать в этом здании полноценное производство и локализовать его от остального производства, так как в компактном здании проще соблюсти параметры микроклимата: оборудование достаточно современное, капризное — ему нужно обеспечить температурный режим, влажность, вовремя удалять пыль, частички пряжи», — рассказал Игорь Торбеев. Оборудование поступило на фабрику в конце июля, после чего итальянские специалисты его смонтировали и наладили. С 11 сентября цех заработал, поначалу на низких скоростях, а с октября уже вышел на промышленные мощности. В сравнении с предыдущим объемом производства потенциал этого цеха составляет 25–30%.

«Модернизация производства за счет приобретения импортного оборудования не означает, что мы отказываемся от наших существующих станков оте­чественного производства. Продукция, выпускаемая на них, по-прежнему пользуется спросом, на некоторых моделях даже увеличивается. Это может быть связано с тем фактом, что многие наши конкуренты отказались от использования данного оборудования, вызвав тем самым дефицит в этой нише. Сейчас ищем выходы на российских производителей, способных помочь обновить линейку оборудования в данном сегменте», — рассказал Игорь Торбеев.

Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика рассчитывает расширить географию продаж, выйти на новые рынки сбыта: в Ростовскую, Самарскую, Оренбургскую области, регионы Черноземья, особое внимание предприятие уделит северным регионам страны. «Это связано с нашими новыми возможностями в части ассортимента и с тем, что происходит перераспределение рынка: в этом году закрылась одна из фабрик Поволжья, которая занимала определенную нишу, и мы хотим этим воспользоваться», — говорит Игорь Торбеев.

Помимо нового оборудования, в прошлом году предприятие провело ребрендинг продукции — с марта этого года изделия выпускаются под торговой маркой «Спутник». По сути, ребрендинг стал первым шагом к модернизации производства. Сейчас идет обновление линейки ассортимента и артикулов Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрики. Размер инвестиций на модернизацию на предприятии не раскрывают. По словам Игоря Торбеева, итальянское оборудование было куплено в лизинг, при условии налаженного сбыта продукции его окупаемость составит около пяти лет.

Установка вязального оборудования — лишь часть плана по модернизации производства. В общей стратегии развития предприятия предусмотрена модернизация формировочного, красильного и швейного оборудования. Завершить модернизацию ЛЧПФ планирует в ближайшие полтора-два года. «По этапам модернизации сейчас ведется детальная проработка с точки зрения выбора моделей оборудования и финансирования, в том числе с привлечением гарантий государства. Рассматривается финансирование как лизинговое с точки зрения приобретения самого оборудования, так и в кредит в плане выполнения работ — монтажа и установки оборудования. Мы хотим использовать возможности господдержки отечественного производителя в легкой промышленности. Федеральная программа еще не принята в окончательном виде, но есть механизмы субсидирования и госгарантий перед кредиторами, эти механизмы мы планируем использовать», — говорит Игорь Торбеев.

В ходе модернизации затраты на изготовление продукции фабрики должны снизиться, но станет ли продукция дешевле для потребителя — зависит от стоимости сырья и энергии. Основным сырьем для колгот и носков является хлопок, он составляет 55–60% себестоимости изделия. Хлопок — биржевой товар, его цена зависит от колебания валютных курсов. Прогнозировать, какая она будет, сложно — для примера: с января по август цена хлопка на бирже росла, летом же начал расти курс валюты. «Наша продукция востребована рынком, в среднем ее цена увеличится, но в эконом-сегменте цена вряд ли вырастет. Мы не хотим сокращать этот сегмент, а повысим качество изделий», — пояснил Игорь Торбеев.

Перезагрузить мебель Производители мебели также не отстают от требований рынка. Два года назад на фабрике ОАО «Перммебель» сменились собственники, которые решили модернизировать производство мебели сегментов «эконом» и «эконом плюс». Совладелец ОАО «Перммебель» Александр Кашеваров рассказал, что полтора года назад на фабрике было обновлено оборудование. Предприятие отошло от изготовления мягкой мебели, так как это более трудозатратное производство, и выпускает только корпусную мебель. Сегодня фабрика производит гостиные, шкафы-купе, спальни, мебель для офиса, столы, комоды, парты. Согласно отчету, в 2013 году выручка ОАО возросла на 23% и составила 46,5 млн руб., прибыль выросла на 58% до 6,3 млн руб.

В этом году на предприятии был проведен ребрендинг, теперь фабрика будет продавать мебель под брендом «Парма». Производство будет переведено во вновь созданное ООО «Фабрика мебели „Парма“», которое возглавил второй владелец «Перммебели» Константин Левин. Само акционерное общество сосредоточится на управлении имущественным комплексом на улице Васильева, 3. Помимо непосредственной деятельности по производству мебели, компания планирует создание технопарка на Васильева, 3. «У нас большой объем помещений и нет необходимости всех их содержать», — пояснил господин Кашеваров. На площадке создано 13 цехов, они постепенно наполняются арендаторами и владельцами. В одном из них продолжает работать мебельная фабрика, часть площадей заняли типография, фабрика по производству игрушек.

Новая фабрика «Созвездия» Один из заявленных, но пока не реализованных проектов — модернизация производства на Пермском хладокомбинате «Созвездие». На долю пермского хладокомбината, согласно годовому отчету предприятия, приходится 0,17% доли российского рынка мороженого. Основные игроки — Unilever, «Талосто» и «Русский холод», которые удерживают около 40% рынка. Последний ребрендинг пермского хладокомбината еще до приватизации предприятия реализовал бывший гендиректор Леонид Мамаев. Тогда были придуманы бренды «Созвездие», «Шалун», «Умка», «Пермский пломбир», которые производятся до сих пор. Пермскому производителю мороженого не удалось остаться самостоятельным: в 2011 году предприятие выкупил один из крупнейших российских агрохолдингов — удмуртский «КОМОС Групп».

Холдинг решил вывести «Созвездие» на новый уровень и вложился в переоснащение двух цехов: цеха фасовки мороженой рыбы и новой фабрики мороженого. Цех начал выпускать продукцию в августе, в сентябре перешел на полную производственную работу по выпуску всего ассортимента. Мощность цеха составляет 680 тонн в месяц.

Второй проект — строительство новой фабрики мороженого. По словам вице-президента ООО «КОМОС Групп», управляющего ОАО ПХК «Созвездие» Сергея Коновалова, этот проект включает в себя реконструкцию основного корпуса фабрики мороженого с устройством современных производственных и санитарно-бытовых помещений, строительство новых корпусов — пристроев к основному зданию фабрики мороженого, монтаж нового технологического оборудования совместно с компанией TetraPak, полное техническое перевооружение компрессорной. В результате предполагается расширить ассортимент «Созвездия». «Кроме классических стандартных продуктов, которые выпускались ранее, появятся сложные виды мороженого, как в индивидуальном, так и в семейном формате, в том числе сорбеты, шербеты, сэндвичи, рожки, эскимо и многое другое», — пояснил Сергей Коновалов.

Фабрика мороженого разместится на территории пермского хладокомбината «Созвездие». «В настоящее время заканчивается процесс проектирования объекта, после чего будут определены основные подрядные организации и составлены графики производства работ. При этом мы рассчитываем запустить фабрику в режиме пусконаладочных работ в конце лета — начале осени 2015 года. Точные сроки будут установлены только после сведения графика производства работ по всем направлениям», — рассказал Сергей Коновалов. В результате введения нового производства появится более 200 рабочих мест. В эти проекты «КОМОС Групп» вложит более 740 млн руб.

Дмитрий Теплов, директор ООО «Краснокамский РМЗ», председатель совета пермского реготделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», считает, что достаточно много успешных примеров самостоятельного развития пермских предприятий. «Очень много зависит непосредственно от отрасли, от сферы деятельности компании и ее продукции. Специализированные товары, предназначенные для ограниченного круга клиентов, либо продукты, которые имеют локальный рынок потребления, могут достаточно хорошо развиваться как под своими брендами, так и под чужим именем. И тому много успешных примеров», — отметил он. В качестве успешных примеров самостоятельного развития он также привел мясоперерабатывающий комбинат в Кунгуре «Телец», кунгурское молоко, продукцию «Ашатли». «Если найти свои ниши в продукции, то можно смело конкурировать с федеральными игроками», — отмечает эксперт.

«Я бы не сказал, что пермские бренды плохие. Они не плохие, их просто мало, тем более в товарах народного потребления. У нас все-таки более развит рынок b2b. Необходимо поддерживать и развивать продукцию пермских производителей и брендов. Эта работа раньше велась, и ее актуальность видится мне и сегодня. И жаль, что у нас в Перми мало таких производителей, которые дорастают до федеральных брендов. Тем не менее, они всегда были, есть и будут. Один из наглядных примеров — „ЭР-Телеком“ с брендом Дом.ру», — рассказал Дмитрий Теплов.

АННА БОЛЬЯРОВА

Вся лента