Лобби по санкциям
Ограничение импорта продовольствия из стран ЕС заставило ритейлеров пересмотреть список поставщиков. Впрочем, заметных преференций российскому производителю владельцы торговых сетей не объявляют. Неожиданно в роли лобби сибирских переработчиков выступили региональные власти. Однако, как полагают эксперты, о масштабном импортозамещении продукцией региональных переработчиков речь не идет.
Для торговых сетей решение российского руководства об ограничении импорта продовольствия стало неприятным сюрпризом, однако ритейлеры смогли оперативно отреагировать. Как сообщила менеджер по связям с общественностью сети «Лента» Яна Могилева, доля продуктов, попавших под запрет, по итогам августа в выручке сети составила примерно 4,6%. На начало года эта доля была выше, но компания заранее начала готовиться к импортозамещению из-за слабого рубля, в результате чего удалось минимизировать эффект от запрета. «Мы провели большую работу по замещению товаров, попавших под антисанкции. Работа с российским производителем в регионах страны всегда была одной из приоритетных задач. Сегодня мы еще больше закупаем в России. Кроме того, мы активно взаимодействуем с поставщиками из Белоруссии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Латинской Америки, Сербии, Южной Африки, Турции, Израиля. В августе–сентябре мы расширили географию поставок 40 существующих российских поставщиков и наладили отношения с 60 новыми компаниями из России», — отметила Яна Могилева.
Например, в категории «молоко и йогурты» больше половины выпадающих товаров удалось заместить продукцией российских и белорусских производителей. Что касается сыров, то больше чем на 25% выросла доля поставок из Белоруссии, планируются поставки швейцарских сыров. Некоторым видам сыров удалось найти альтернативу в Турции и Израиле. Если раньше 70% в категории «охлажденная рыба» занимала Норвегия, то сегодня поставки из этой страны постепенно замещаются отечественной и чилийской продукцией, а также рыбой с Фарерских островов и из Турции. В категории «овощи и фрукты» теперь преобладают поставки из российских регионов. «Если говорить об импортозамещении в новосибирских магазинах, на 10 позиций расширен ассортимент колбасной продукции от поставщиков Новосибирской области и Алтайского края, добавили 18 наименований сыра и кисломолочной продукции от поставщиков Новосибирской области, Алтайского края и Удмуртии, в планах ввести в ассортимент молочную продукцию производителей из Кемеровской области», — рассказала госпожа Могилева.
Активно заняты поиском альтернативных поставщиков и в «Метро Кэш энд Керри Россия». Как сообщила руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям компании Оксана Токарева, доля товаров российского производства в ассортименте сети достигает 80% в зависимости от товарной категории. Сеть планирует укрепить и расширить сотрудничество с российскими, в частности с сибирскими, поставщиками. «В таких категориях, как сыры и деликатесы, в настоящий момент ведутся переговоры с локальными сибирскими производителями, планируется замещение ассортимента. Например, итальянскую моцареллу на полках супермаркетов заменит моцарелла новосибирского производителя. На стадии переговоров контракт еще с одним производителем из Новосибирской области, который выпускает еще и традиционный кипрский сыр халуми. Также планируем расширить ассортимент продукции томского предприятия „Сибирская аграрная группа“, с которым мы плотно работаем в категории „курица“: после финальных согласований всех формальностей с поставщиком в сибирских ТЦ Metro появятся охлажденная свинина и фарши торговой марки „Свинокомплекс „Томский“. Кроме того, в сибирских торговых центрах расширен ассортимент фруктов за счет производителей центральной части России. Что касается товаров импортного происхождения, аналогов которых мы не нашли на российском рынке, мы фокусируемся на странах Латинской Америки, а также на Южной Африке, Новой Зеландии, Швейцарии, Китае, Турции и ряде других», — говорит Оксана Токарева.
Введение ограничений импорта продовольствия, как считают участники рынка, позволило сибирским переработчикам заявить о возможности своего участия в программе импортозамещения. В последние годы одним из самых больных вопросов для переработчиков сельхозпродукции было решение проблем с рынками сбыта. В Сибири производится много муки, сыра, молока, масла и т. д. А тарифы на перевозку таковы, что доставить готовый продукт потребителю в Центральной России и при этом сохранить конкурентоспособную цену практически невозможно. Кроме того, производители испытывают сложности со входом в торговые сети. В сложившейся ситуации местные компании стараются использовать открывшиеся возможности с максимальной выгодой.
Практически каждый новый продукт в сфере пищевой промышленности теперь позиционируется как импортозамещающий. Например, в Алтайском крае завод плавленых сыров «Плавыч» выпустил сырный крем. «Новый продукт должен стать достойной альтернативой иностранным сырам для приготовления классических европейских и азиатских блюд: чизкейка, тирамису, роллов и суши, — отмечает пресс-служба завода „Плавыч“.— Кроме того, на его основе мы рекомендуем готовить соус для мясных и рыбных блюд, творожную запеканку».
Неожиданную поддержку в боях за продвижение продукции в торговых сетях сибирские пищевики получили от региональных властей. Например, в Алтайском крае в октябре прошел всероссийский отраслевой форум «Алтайпродмаркет», который позиционировался как торгово-продовольственная биржа деловых контактов. Эта площадка была организована под патронажем краевых властей. Начальник управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Алтайского края Татьяна Зеленина считает, что проведение масштабного отраслевого форума «Алтайпродмаркет» — показатель того, что спрос на алтайское продовольствие, который всегда был высоким, в связи с геополитическими событиями вырастает еще больше. «Нашим производителям, в свою очередь, есть что предложить: муку, крупы, макаронные изделия, сыры, мясную продукцию, мед, огромный ассортимент продукции для здоровья и другое. Алтайские продукты интересны партнерам из других регионов прежде всего по причине оптимального соотношения цены и качества. Благодаря отраслевому событию и новому бизнес-формату его проведения местные товаропроизводители смогут в неформальной обстановке обсудить вопросы поставок продовольствия с представителями розничных и оптовых организаций и руководителями региональных ведомств», — пояснила госпожа Зеленина. По ее словам, бизнес-форум позволяет предприятиям освоить новые рынки сбыта своей продукции, а торговым сетям восполнить пробелы в ассортименте, возникшие из-за исключения импортной продукции, и расширить его за счет алтайских продуктов. «В регионе ведется серьезная информационная работа, направленная на продвижение ценнейшего продовольственного ресурса Алтайского края как на внутренние, так и на внешние рынки. Местные товаропроизводители также включились в работу по позиционированию своей брендовой продукции. Осенью прошлого года был разработан и внедрен зонтичный бренд „Алтайские продукты. +100 к здоровью“. Потребитель, выбирая продукты, маркированные этим знаком, может не сомневаться, что перед ним настоящий высококачественный местный товар», — подчеркнула Татьяна Зеленина.
Отметим, что алтайским чиновникам удалось привлечь к своему форуму внимание основных торговых сетей. «Подобные встречи необходимы как производителям, которые могут представить свою продукцию, рассказать о компании и найти новые рынки сбыта, так и розничным сетям — для расширения пула поставщиков и ассортимента в сетях», — говорит Яна Могилева. В «МЕТРО Кэш энд Керри», по словам госпожи Токаревой, на форуме рассчитывают найти в Алтайском крае новых поставщиков молочной продукции.
Оптимизм торговых сетей, переработчиков сельхозпродукции и региональных властей не спешат разделять отраслевые эксперты. Как отмечает аналитик компании «Финам менеджмент» Максим Клягин, скорого и масштабного импортозамещения ждать не приходится. Вымывание ряда товарных позиций из ассортимента и некоторый рост доли продукции внутреннего производства, безусловно, связан с ограничением импорта и ослаблением рубля. Внимание сетей к региональным поставщикам аналитик объясняет и издержками, вызванными резким изменением логистики: не всем игрокам рынка удается оперативно заместить ряд выпадающих позиций, а некоторые товары ввиду повышения их стоимости и снижения спроса оказываются нерентабельными. Уже в ближайшее время, по оценкам господина Клягина, ритейлеры скорректируют свою ассортиментную политику, сформировав новые закупочные каналы. При этом собеседник не исключает возможного увеличения поставок из стран, не попавших под ответные санкции. «Что касается расширения доли продукции внутреннего производства, то пока эти процессы носят ограниченный характер. Учитывая длинные циклы АПК, рост ставок и дефицит ликвидности, формирующие сложности для привлечения инвестиций, необходимых для расширения производства, а также неопределенность сроков эмбарго (судя по всему, в любой момент „правила игры“, учитывая быстро меняющийся внешний фон, могут быть пересмотрены), все-таки не стоит рассчитывать на быстрое внутреннее замещение. Кроме того, по ряду категорий замещение, скорее, объективно невозможно даже в среднесрочной перспективе, так как подразумевает слишком большие капитальные затраты и длительные сроки реализации, либо вообще неэффективно, учитывая специализацию», — резюмирует Максим Клягин. В краткосрочной перспективе, по его мнению, внутренние производители могут заменить лишь относительно небольшую часть выпадающих объемов. Вместе с тем, если ориентироваться на среднесрочную перспективу, политика эффективного протекционизма может создать более благоприятные условия для расширения внутреннего производства сельскохозяйственной продукции.