"В восточном Иерусалиме это уже называют началом третьей интифады"
Израиль объявляет войну Палестине, заявил президент частично признанной автономии Махмуд Аббас. Так он отреагировал на решение израильтян закрыть доступ на Храмовую гору. На связи со студией корреспондент "9-го канала" израильского телевидения Борис Штерн.
Решение израильтян в свою очередь, стало ответом на покушение на ультраправого еврейского активиста Иегуду Глика, которое было совершено накануне. Стрелявший в него 32-летний палестинец Моатаз Хейязи убит при аресте.
— Борис, что произошло, что повлияло на решение Аббаса?
— Это не решение — это просто громкое заявление, речь идет о последствиях попытки убийства раввина Иегуды Глика, которое произошло позавчера, он был атакован мотоциклистом на тот момент неизвестным, сейчас известно, кто это был.
Человек остановил его после лекции в одном из центров образовательных в Центре Бегина в Иерусалиме, спросил, как его зовут, и после этого открыл огонь на поражение, к счастью, промахнулся.
Террорист впоследствии был обнаружен и при задержании был убит, теперь это все переросло в массовые беспорядки страны, жителей восточного Иерусалима. 3 тыс. полицейских находятся в городе. Соответственно, это заявление Аббаса касается исключительно этих вещей. Рав Иегуда Глик занимался восхождением евреев на Храмовую гору, это то место, где находился Иерусалимский храм и где теперь находится мечеть Аль-Акса. В общем, это вполне себе ближневосточная израильская история, однако заявление Аббаса было слишком громким, что ли, и слишком скандальным. Это, вероятно, на волне шведского признания независимости Палестинской автономии.
— А как-то в Израиле отреагировали, резонанс какой-то вызвали эти события?
— Главный резонанс со стороны Израиля — 3 тыс. полицейских в Иерусалиме. Идут серьезные достаточно столкновения с палестинцами, к счастью, пока без жертв, но, в общем-то, в восточном Иерусалиме это уже называют началом третьей интифады. Третья интифада начинается в Израиле примерно каждые 2-2,5 месяца, чем закончится это все пока не очень понятно, но покушение на Глика — это очень серьезный знак.
Хуже всего, как считают израильские наблюдатели, то, что человек, совершивший это покушение и уже убитый, отсидел в общей сложности около 16,5 года за террористическую деятельность, и, в очередной раз выйдя, он работал в Центре Менахема Бегина в ресторане. Таким образом, зачем он это сделал, на самом деле, конечно, непонятно. Глик, с одной стороны, довольно серьезный персонаж на правом фланге израильском, с другой стороны, он не имел никакого глобального статуса. Это было или убийство ради убийства, либо действительно какая-то попытка остановить израильтян, которые пытаются подняться на Храмовую гору, в общем, это очень сложный вопрос.
— Храмовую гору, кстати, закрыли?
— Да, она закрыта уже в течение нескольких дней. Собственно, это заявление Аббаса было связано именно с тем, что палестинцам запретили туда подниматься, не пускают туда и евреев. Вчера несколько десятков израильтян, в том числе и вице-спикер израильского парламента Моше Фейглин пытались подняться на Храмовую гору — их не пустили. Глик был одним из инициаторов постоянного появления там еврейских групп. При этом, как считают правые, и как считают наблюдатели, сам по себе момент появления евреев и израильтян на Храмовой горе связан с некими достаточно странными моментами расизма, поскольку это место контролируется арабской организацией, которая занимается древностями, и, согласно правилам, евреям запрещено там молиться, запрещено читать хоть какие-то молитвы, полиция это контролирует и сотрудники этой организации, чтобы люди, которые там находились, даже губами не шевелили.
Фактически евреям в Израиле в этом месте запрещено молиться и произносить какие-то слова. Но это все тема для большого разговора. Я не думаю, что это закончится какой-то глобальной войной или интифадой, но это еще один пример того, как отпускать террористов после длительных сроков, как их не отпускать, и что вообще здесь происходит.