"Центробанк не видит перспектив снижения инфляции"

Рубль снижается после максимумов в четверг. Тем временем ЦБ повысил ключевую ставку на 150 пунктов. Заместитель главного редактора портала Banki.ru Семен Новопрудский ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Бориса Блохина.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

— ЦБ повысил ключевую ставку на 150 пунктов. Как вы считаете, каким образом теперь все будет меняться, на что это повлияет, что изменится в ближайшее время, что нас ждет в долгосрочной перспективе?

— Один раз в этом году Центробанк уже поступал, повышая с 5,5 до 7, это сделано так, чтобы не повышать ее на следующем заседании совета директоров. В частности, показать, что мы видим такой тренд. Это банк в мотивировочной части и пишет, что до конца первого квартала 2015 года инфляция останется на уровне выше 8%, объясняет он свое решение. Это разумное решение с точки зрения, что ЦБ говорит, как он видит макроэкономическую ситуацию в ближайшие три-четыре месяца. Дальше в силу гигантских политических рисков, которые существуют, увидеть очень сложно.

Кроме того, это некое охлаждение для рынка, некоторое указание на то, что Центробанк против накачки бюджета дешевыми рублями, потому что в последнее время постоянно шли дискуссии о том, что бог бы с ним, пусть себе рубль падает, это единственный способ достичь хорошего торгового баланса и накачивать деньгами бюджет в нынешней ситуации.

— Но такое крупное повышение поможет?

— Это решение является не столько способом на что-то повлиять, сколько способом отреагировать на то, что уже случилось. Это решение свидетельствует о том, что ЦБ не видит перспектив и в этом смысле совпадает в оценках с экономическим блоком правительства. Он не видит перспектив снижения инфляции в обозримом будущем.

Правительство тоже полагает, что пик инфляции, по его прикидкам, должен прийтись на первую половину или первый квартал 2015 года, и понимает, что оснований даже для сохранения на нынешнем уровне ключевой ставки нет. Деньги обесцениваются очень быстро, инфляция растет, продовольственная инфляция находится на уровне в 11,3% в сентябре, по оценкам ЦБ. На самом деле, совершенно не исключено, что ставку придется еще повышать, если инфляция не замедлится. По крайней мере, такая попытка охладить немножко валютный рынок и сказать, что борьба с инфляцией остается нашим важным ориентиром. У ЦБ сейчас нет других инструментов борьбы с инфляцией, кроме как попытки таким образом повышать ключевую ставку.

— Вот еще одна констатация пессимистичного факта: "Центробанк оценивает темпы роста ВВП в четвертом квартале 2014 года и в первом квартале 2015 около 0%". Это сообщение "РИА Новости" со ссылкой на Центробанк.

— Да-да, кстати говоря, ЦБ в этом смысле пессимистичнее правительства и даже пессимистичнее некоторых внешних оценок. ЦБ даже по 2014 году давал самый низкий из всех российских ведомств прогноз по росту ВВП — 0,4% по итогам 2014 года к 2013. В данном случае такая позиция имеет право на жизнь даже психологически — вы готовитесь к худшему, а потом случается что-то лучше ожиданий, это легко отыграть.

— Лучше даже чуть-чуть сгустить краски, чтобы потом было легче?

— В некотором смысле да, психологически это важно. Еще очень важно будет понять, что все-таки будет делать Центробанк в курсовой политике, потому что вторая важнейшая составляющая всей ситуации в российской экономике — то, как Центробанк будет вести себя на валютном рынке. Пока это не до конца понятно, может проясниться в ближайшее время, может, не сейчас, но это второй важнейший фактор, который будет определять параметры того финансового рынка, в котором мы существуем. Параметры того, насколько стабильна будет банковская система, насколько будут быстро обесцениваться зарплаты россиян. Все важнейшие параметры нашей финансовой жизни зависят во многом не только от ключевой ставки, но и от курсовой политики ЦБ.

Вся лента