Теневой игрок
Как медиахолдинг Thomson Reuters конкурирует с поставщиками ИТ
Thomson Reuters — изначально медиахолдинг и информационное агентство — постепенно превратился в ИТ-компанию. Ее деятельность затрагивает сферы, исторически ей не свойственные. Компания разрабатывает и продает программные продукты и сервисы, вступая в конкуренцию с поставщиками ИТ.
"Кто владеет информацией, тот владеет миром"-- сегодня эта фраза из кодекса семьи Ротшильдов гораздо более актуальна, чем во времена Наполеона, когда была произнесена. Существует и другая расхожая фраза на эту тему, приписываемая разным источникам: "Самая дорогая вещь в мире — это информация". Весь бизнес Thomson Reuters построен на этих принципах. Компания в первую очередь известна своими медиаактивами, а также информационным агентством, рассылающим финансовые данные, новости и репортажные фотографии по подписке, чьими услугами пользуются все серьезные СМИ. Но в основе всей ее работы лежат информационные технологии. И по сути, Thomson Reuters сегодня уже больше ИТ-компания.
Двойное название компания приобрела в 2008 году, когда медиахолдинг Thomson слился с информагентством Reuters. Но основную выручку сейчас ей приносит не доставка новостей. Компания открыла в России официальный офис в 1992 году, но ее представители работали в нашей стране с 1965 года. Большую часть денег компания зарабатывает на услугах категории "финансы и риски" — на подключении пользователей к финансовому рынку. Более 20 лет она фокусировалась именно на развитии этого направления. А почти 30 лет назад выпустила платформу Reuters Dealing для взаимодействия продавцов и покупателей и совершения транзакций по модели peer-to-peer, то есть напрямую соединяясь друг с другом. Это был первый профессиональный "чат" для общения финансистов. Платформа в дальнейшем трансформировалась в продукт Thomson Reuters Eikon. Приложение с биржевыми сводками и финансовой информацией можно установить на компьютер или мобильный телефон. Встроенный мессенджер позволяет общаться с 200 тыс. финансистов, которые пользуются этим сервисом.
Сегодня технологии позволяют взаимодействовать значительно быстрее и проще. Информация также стала легкодоступной, но вместе с тем в информационном шуме теперь сложно найти данные, которые необходимы для принятия правильных решений. По словам Петра Марчевски, управляющего директора Thomson Reuters СНГ, свою роль компания видит в том, чтобы отфильтровывать и предоставлять информацию, которой можно доверять. Тот, кто ворочает многими миллионами долларов, нуждается в источнике информации, которому он может доверять, не занимаясь проверкой фактов, сильно замедляющей его работу. При этом новости компании всегда нейтральны: к примеру, в ее сводках не используется слово "террорист", потому что, как объясняет Марчевски, для одной стороны конфликта такие люди — злодеи, для другой — герои. При этом у компании могут быть клиенты по обе стороны баррикады. Вторая после доверия вещь, на которой базируется бизнес Thomson Reuters,— технологии. За последние три года доставка информации и транзакции стали происходить в реальном времени. "Раньше процессы были ограничены возможностями человеческого мозга, скоростью зрительного восприятия, сегодня в финансовой сфере сделки совершаются компьютерами, и имеют значение даже миллисекунды",— рассказывает Марчевски.
В феврале этого года в Eikon появились функции анализа настроений в Twitter и восприятия новостей. Пользователи могут изучить диаграммы, отражающие количество положительных и отрицательных твитов о любой компании, которая зарегистрирована на бирже (таких более 30 тыс.). Также сервис показывает динамику средней реакции на новости и ее связь с котировками. Настроение твитов и эмоциональная реакция на новости определяются по собственной запатентованной технологии Thomson Reuters.
У российской компании "Ашманов и партнеры" также есть сервис для анализа настроений в социальных медиа-- "Крибрум". Компания много лет разрабатывает технологии семантического анализа текстов и научилась определять тональность постов, написанных пользователями. Но "Крибрум" предназначен для других целей — наблюдения за репутацией компании и за информационным полем, в котором она фигурирует. Заказчики "Ашманова и партнеров" — в основном маркетологи и пиарщики.
В марте этого года в Eikon добавилась еще одна функция — Commodity Flows, которая позволяет специалистам по товарно-сырьевым рынкам отслеживать и оценивать перемещение грузового транспорта, перевозящего топливо по всему миру, в режиме реального времени. Информация собирается из разных источников. Так, агентство Platts в реальном времени по GPS собирает данные о географических координатах, фрахте морских судов и по прямому каналу передает их в Thomson Reuters. Вся эта информация отражается на "живых" картах, по которым движутся объекты. По словам Шона Сибли (Shaun Sibley), управляющего директора по товарно-сырьевым рынкам Thomson Reuters, с помощью Commodity Flows компании удалось с 90-процентной точностью составить прогноз на месяц вперед в отношении объемов китайского импорта сырой нефти. Компания проверила это, сопоставив свои данные с официальной информацией таможенной службы Китая.
Дорожный патруль
Помимо деятельности на финансовом рынке, Thomson Reuters развивает направления, которые, казалось бы, вообще не имеют отношения к профилю компании. Последние четыре-пять лет Thomson Reuters занимается сферой науки и интеллектуальной собственности: поддерживает академическое сообщество, исследователей, университеты, исследовательские группы частных компаний, давая им сведения о патентах. Совсем недавно она также начала предоставлять информацию и специализированные программные продукты профессионалам, имеющим отношение к законодательной сфере. А также запустила сервис, помогающий разобраться в тонкостях налогообложения, что особенно актуально для компаний, работающих на нескольких рынках. Сервис помогает им определять оптимальные цены на свои товары в разных странах.
Еще один неожиданный проект — Urban Data ("Городские данные"), который существует с 2012 года. Компания собирает и анализирует сведения, которые могут помочь усовершенствовать транспортную модель Москвы, определить критерии оптимального размещения коммуникационной и торгово-розничной инфраструктуры. Специалисты Thomson Reuters обнаружили, что столица генерирует огромное количество данных, которые никак не применяются для улучшения жизни города. Поэтому компания решила их собирать, чтобы затем анализировать и извлекать пользу. Проект объединил экспертов-урбанистов, выпустивших несколько специализированных исследований. Одно из них — "Транспортная сеть и социальная сеть: движение и мнение" было проведено в рамках проекта "Археология периферии", запущенного по заказу Московского урбанистического форума. Его результаты, представленные около года назад, развенчали несколько мифов, сложившихся о Москве. Некоторые из них: большинство населения Москвы в пределах рабочего дня находятся в движении; рабочие места столицы сконцентрированы в центре города, куда каждое утро направляются мощные потоки жителей спальных районов столицы; радиальные автомагистрали перегружены, и транспортная система города близка к коллапсу; жители Московской области по преимуществу работают в Москве. Оказалось, что в действительности все это неправда или не вся правда.
Специалист по данным
Thomson Reuters умеет обращаться с большими данными еще с тех пор, когда такого термина не существовало,— с 80-х годов прошлого века. Андрей Маслов, технический директор Thomson Reuters, рассказывает, что компания строила всю инфраструктуру самостоятельно: сети, хранилища данных, программные приложения. На рынке не было готовых решений под такие задачи. Для обработки больших массивов рыночных данных (marketdata — термин компании) собственными силами была создана специальная система Elektron, которая в октябре этого года запущена и в России. "Мы понимаем термин Big Data прежде всего как проблему обработки больших данных: что нужно делать, чтобы данные были отформатированы, быстро доставлены и качественно проанализированы",— объясняет Маслов. Система создана для работы со структурированными данными, например, классифицированными по типам: новости, котировки валют, ценных бумаг и т. д. Объем информации велик: одновременно в сети компании поддерживается работа 40 млн финансовых инструментов. Каждому из них присвоен идентификатор RIC (Reuters Instrument Code), по которому этот финансовый инструмент можно легко найти в море другой информации и проанализировать его. Для решения многих задач требуется высокая скорость обновления: например, данные по ценам обновляются по 2,5 млн записей в секунду. Развитием и поддержкой системы компания занимается самостоятельно. "Сейчас наша инфраструктура рассчитана на более высокую производительность в обработке больших массивов рыночных данных, чем большинство решений подобного типа",— говорит Маслов. Информация собирается из внешних и внутренних источников: более 300 бирж, 4 тыс. разнообразных финансовых институтов и 100 новостных агентств. Крупные внешние источники (например, агентство Platts) соединены каналами связи с центрами обработки данных компании и транслируют информацию в систему автоматически через так называемые прямые фиды данных. Также в Eikon есть возможность обратной связи: каждый подписчик может наполнять систему своими данными. Объем сделок в торговых системах компании составляет $1 трлн в неделю, то есть в месяц — два годовых бюджета всей России. В тех случаях, когда открывается особо высокотехнологичная биржа, число обновлений растет экспоненциально. В такие пиковые часы с возросшей нагрузкой система должна продолжать работать.
Eikon позволяет строить корреляции между различными данными, которые может выбирать сам пользователь. Например, анализ ценных бумаг включает несколько коррелирующих факторов. Перед тем как попасть к клиентам, данные "чистятся" высококвалифицированными специалистами Thomson Reuters от "мусора": давно не используемые или неактуальные сведения и т. д., а также от "выбросов" — ошибок, сделанных людьми, которые заквотировали что-то слишком высоко или слишком низко, а это нетипично для рынка.
Петр Марчевски затрудняется описать то, чем сегодня занимается его компания, в одной фразе. Официальный слоган, придуманный два года назад, таков: "Мы доставляем информацию начиная с 1851 года". Марчевски дополняет: "Нам доверяют, когда речь идет о самых важных решениях. Мы даем нашим клиентам способность действовать уверенно в этом сложном мире. То есть акценты здесь расставлены так: доверие, принятие решений. Мы помогаем принимать решения в самых разных сферах". Похожие слова произносят ИТ-компании, которые выпускают, например, системы ERP (Enterprise Resource Planning). Деятельность Thomson Reuters лежит на пересечении таких сфер, как медиа, информационные технологии и финансовый рынок, и постепенно распространяется на другие области. Научно-исследовательская лаборатория Thomson Reuters ведет разработки в области анализа больших данных, машинного обучения в сфере искусственного интеллекта, социальных вычислений. К примеру, на рынке инструментов для анализа больших данных сегодня играют только исторические разработчики программных продуктов и оборудования: IBM, SAP, Oracle, EMC и другие. Возможно, спустя несколько лет среди них появится и Thomson Reuters. Так же, как в ряду производителей телефонов оказалась компания Google, изначально поисковик. А среди производителей носимых гаджетов — Nike, бренд спортивной одежды.