"Кому война, а кому мать родна"
Председатель правления корпорации «Галактика» Дмитрий Черных о влиянии российской экономической ситуации на рынок ИТ
Дмитрий Черных основал компанию, которая занималась автоматизацией бизнеса еще до выхода в Россию западных вендоров систем ERP (Enterprise Resource Planning). Жил в Калифорнии, заскучал, вернулся в Москву на должность председателя правления своей корпорации «Галактика».
Ситуацию в российской экономике, которую мы сейчас наблюдаем, я бы назвал не кризисом, а замедлением роста. Как говорят в Америке, замедление — это когда увольняют твоего соседа, а кризис — когда увольняют тебя. Но спад очевиден, и он влияет на рынок ИТ. У государства (основного клиента ИТ-компаний) стало меньше денег на новые проекты по понятным причинам: падение цен на нефть, последствия санкций, необходимость инвестиций в Крым и ОПК (оборонно-промышленный комплекс). В целом на рынок ИТ поступает меньше денег, но в некоторых сегментах, таких как ОПК, бюджеты стали больше.
Клиенты не откажутся от сопровождения своих информационных систем, зачастую это означает риски для бизнеса, если не его остановку. Ситуация на рынке ИТ сложная, но не критичная для жизни.
Такие спады в любой сфере экономики только на пользу и сказываются на ней позитивно, способствуют оздоровлению. В США кризисы случаются каждые 10-12 лет. В это время происходит "чистка", сдувается "пена" из слабых, непонятных компаний, которые выросли на рынке во время его бурного роста. Шелуха отпадает, сильнейшие выживают, им, как и в живой природе, остается больше пищи для поддержки роста, чем они воспользуются, когда снова начнется подъем.
Любая сложная ситуация работает на аккумуляцию инициатив — все идеи по поводу внедрения, развития, покупки новых ИТ не выбрасываются, а накапливаются. Рано или поздно, когда ситуация улучшится, сработает отложенный спрос. Сильным ИТ-компаниям нужно лишь "перезимовать" и затем значительно увеличить выручку. Для некоторых это позитивный момент, для слабых — шок и зачастую уход с рынка.
Вероятно, сократятся, замедлятся или отложатся проекты, связанные с электронным правительством, автоматизацией школ и учебных учреждений. Перспективная ниша — ОПК, все, что связано с импортозамещением в госсистемах, критичных по информационной безопасности, во всех ведомствах, работающих с государственной тайной.
Интеграторы, возможно, реструктурируют бизнес, но не уйдут с рынка. Их бизнес строится на высококвалифицированных кадрах — инженерах и системных архитекторах, чьи услуги всегда востребованны. Позитивно, что в кризис кадровый голод становится слабее: на рынок выходит много специалистов. Поставки оборудования также продолжатся. Мы заметили тенденцию углубления в аутсорсинг. Но только крупные ИТ-компании могут создать соответствующие подразделения и нарастить экспертизу. Еще одна тенденция — раньше интеграторы занимались консалтингом в создании систем управления на предприятиях, работая с западными вендорами. Сейчас присматриваются к российским.
В сегменте, где мы работаем,— автоматизация работы предприятий дискретного машиностроения — спада пока нет. Наоборот, такие предприятия, как правило, связаны с оборонной промышленностью, поэтому сегмент заметно активизировался. Оказалось, что российских компаний, которые способны удовлетворить спрос этих организаций в ИТ, на рынке совсем немного, их не хватает. Наблюдается дефицит ресурсов, квалифицированных консультантов и разработчиков. То есть эта часть рынка растет быстрее, чем возможности ИТ-компаний по реализации всех готовящихся проектов. Так что, как говорит пословица, "кому война, а кому мать родна".