Крутой маршрут
Российский рынок коммерческого автотранспорта остается привлекательным для производителей даже в сложной экономической ситуации
Снижение динамики продаж грузового транспорта на нашем рынке наблюдалось еще в конце прошлого года. Причины понятны: это и завершение олимпстроя, и общая экономическая ситуация в стране. Реальность 2014 года оказалась еще жестче. Но для большинства производителей Россия остается в списке приоритетов. Возможно, дает о себе знать и феерическое восстановление нашего рынка после кризиса 2008 года — взрывная динамика 2010-2012 годов запомнится надолго.
Как только началось падение рынка, большинство производителей отказались публиковать результаты продаж. Но кое-какие цифры все же известны.
За девять месяцев 2014 года российский рынок грузового транспорта просел на 19%. Наибольшие потери понес сегмент коммерческого транспорта полной массой от восьми до 16 тонн. Падение в этом сегменте составило минус 21% по сравнению с предыдущим годом.
Среди "большой семерки" европейских производителей (DAF, Iveco, MAN, Mercedes, Renault Trucks, Scania и Volvo Trucks) лучше других на российском рынке дела обстоят у компании Scania. Она снова выбилась в лидеры и заняла более трети рынка тяжелых грузовиков (массой свыше 16 тонн). Но и здесь о перспективах говорят очень осторожно. У дилеров настроение тоже не радостное, о рекордных продажах уже не услышишь, большинство разговоров — о затоваривании складов.
Рецепты для выживания сейчас такие же, как и в 2008 году,— снижение издержек и сокращение персонала плюс скидки.
У отечественных производителей (ГАЗ и КамАЗ) ситуация несколько оптимистичнее. Основные надежды связаны с государственной программой утилизации: упорно ходят слухи, что она может быть продлена и после 31 декабря 2014 года.
Еще одна из ожидаемых тенденций — активность азиатских производителей, которые, несмотря на прогнозируемое снижение российского рынка коммерческого автотранспорта к концу 2014 года на 17-20%, видят в нем большой потенциал. Стремясь укрепить свои позиции на развивающихся рынках, азиатские компании наращивают производство и теснят традиционную европейскую "семерку".
Чтобы поддержать темпы роста продаж, многие европейские производители стремятся локализовать производство в России. В 2013 году им удалось реализовать примерно 40 тыс. единиц в противовес азиатским поставщикам, которые достигли отметки 18 357 единиц. Более ранняя статистика регистрации коммерческой техники наглядно подтверждает, что азиатские компании не сбавляют темп: за 2011 год европейцы отгрузили почти 30 тыс. автомобилей, азиаты — чуть меньше 20 тыс. В 2012 году разрыв сохранился примерно такой же — около 10 тыс. автомобилей.
Если проанализировать структуру рынка применительно к азиатским странам, то доля их варьируется из года в год. За 2013-й из общего объема 18 357 единиц техники на долю китайских автопроизводителей пришлось 39%, второе место принадлежит корейским брендам с долей 34%, японским — 25%.
В 2014 году ситуация изменилась. За семь месяцев на первое место вышли корейские производители с объемом 2911 единиц и долей 34%. Чуть позади японские бренды с 2846 единицами и 33%. Китайцы оказались последними, сократив свои продажи почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
Однако китайские производители не собираются сдаваться. Недавно подписанный пакет российско-китайских экономических соглашений включает и сотрудничество в сфере коммерческого транспорта. Насколько это изменит картину рынка, говорить пока рано, но первые звоночки уже прозвенели. Так, на крупнейшем европейском автосалоне коммерческой техники IAA 2014 в Ганновере компания Dongfeng показала совершенно новый седельный тягач с незатейливым названием Dongfeng KX. У тягача вполне европейский облик без вычурностей. Голландский DAF XF выглядит куда более по-восточному.
Кроме того, у Dongfeng KX еще и непривычно высокий для китайского автопрома уровень качества. Это относится и к окраске, и к тому, как проложена проводка, и к качеству отделочных материалов. 13-литровый двигатель (420 л. с., 2000 Нм) — переосмысление продукции Cummins, 14-ступенчатая механическая коробка в родстве с ZF. В общем, конкурентам есть над чем подумать. И эту машину вполне можно ожидать на нашем рынке.
Естественно, надо учитывать и российский менталитет, а наши перевозчики пока не доверяют китайской технике. Сейчас об обновлении парка думают компании, которые строят бизнес стратегически и закладываются на серьезную перспективу. Как раз им интересны машины от известных производителей.
Модельный ряд
Самый большой сюрприз приготовил Daimler AG. Наконец принято решение о поставках на наш рынок четвертого поколения Mercedes Actros. Первые заказы будут приниматься с 2015 года, сейчас машины проходят сертификацию. В Европе они продаются с 2011 года, а главным препятствием на нашем рынке были новые мерседесовские двигатели, которые существуют только в исполнении "Евро-6" и очень требовательны к качеству топлива.
Mercedes Actros MP4 не первый грузовик "Евро-6", официально представленный в России. Сначала был DAF XF, который продается у нас уже больше года. Видимо, теперь и мерседесовские инженеры убедились в том, что переоборудование наших НПЗ завершилось благополучно.
Пожалуй, самая громкая премьера в России — магистральная линейка Renault T. Она собрала все лавры, в начале сентября Renault T стал грузовиком 2015 года в России, а во время проведения IAA ему достался еще и такой же европейский титул. И совершенно заслуженно — французы полностью поменяли весь модельный ряд в 2013 году, сегодня эти грузовики собираются на сборочном предприятии Volvo / Renault Trucks в Калуге. Грузовое отделение Renault принадлежит концерну Volvo Trucks, и машины полностью унифицированы по агрегатной базе. А теперь представьте, какой спрос будет у грузовика с агрегатами премиального Volvo по цене среднеценового Renault.
Более того, Volvo Trucks сделала безоговорочную ставку на Россию и в конце ноября открывает завод по производству кабин для грузовиков Volvo / Renault в Калуге. С такой степенью локализации можно надеяться на очень заманчивые ценовые предложения.
Scania тоже не собирается почивать на лаврах. В дни проведения IAA компания Scania AB подписала соглашение о долгосрочном сотрудничестве с дивизионом группы ГАЗ "Русские автобусы". Как и предполагалось, Scania будет поставлять шасси для газовских автобусов. Соглашение подписано в продолжение сотрудничества группы ГАЗ с компанией Scania, стартовавшего в 2005 году, когда группа ГАЗ начала выпуск туристических автобусов "Круиз" на шасси Scania. С 2011 года на шасси Scania начат выпуск междугородных автобусов серии "Вояж". Тогда же, в 2011 году, подписано трехстороннее соглашение между компаниями-производителями и оргкомитетом "Сочи-2014" о транспортном обслуживании Олимпиады. В 2012 году автобусы производства группы ГАЗ проходили тестовые испытания на полигонах компании Scania в Швеции.
В сегменте легких коммерческих автомобилей у Daimler AG тоже громкая новинка — Mercedes Vito. Это революционная модель в своем сегменте: у машины возможен как задний, так и полный и даже передний привод. К нам привезут всю линейку, включая самые дорогие пассажирские версии, которые выделены в отдельный V-Class. Однако основной упор маркетологи делают на переднеприводные бюджетные версии с 1,6-литровыми дизельными двигателями мощностью 109 л. с.
Еще одним флагманом коммерческой линейки Mercedes на российском рынке считается собираемый в Нижнем Новгороде Sprinter Classic.
В компании Ford большую ставку делают на новый Ford Transit российской сборки. Transit — машина чрезвычайно интересная по соотношению цена--качество, да и доверие к этой марке в нашей стране есть. Кроме изменившегося облика, у нового поколения Ford Transit существенно улучшены эргономика и вместимость, а также большое количество модификаций. Цены на новое поколение остались на прежнем уровне (от 1,2 млн руб.).
В сентябре стартовали продажи Fiat Ducato, Citroen Jamper, Peugeot Boxer, отличия между фургонами — только в фирменных эмблемах. Разработчики называют линейку Fiat Ducato (все три машины выпускаются на одном заводе в Италии) абсолютно новой моделью, но на самом деле это глубокий рестайлинг. Самая дорогая составляющая в производстве — кузовные штампы — остались без изменений. Правда, были дополнительно усилены ключевые точки кузова и проемы дверей, а также усовершенствованы петли, ролики для сдвижных дверей, ограничители и дверные уплотнители. Весь комплекс мер, по заверениям разработчиков, позволил повысить прочность кузова на 50%. Теперь фургон достиг рекордной грузоподъемности для автомобилей с односкатной ошиновкой — 1,9 тонны. Максимальная полная масса сейчас составляет 4 тонны.
У всего семейства изменились передние бамперы, светотехника и форма передних крыльев. Цены выросли на 2,5% и сегодня начинаются с отметки 1,035 млн руб. Даже с учетом увеличения цены это все равно лучшее предложение на рынке, тем более что теперь в цену включена пятилетняя гарантия.
Дави на газ
Самой интригующей новинкой ГАЗа стала новая маршрутка на базе "Газели Next". Официальной презентации еще не было, но модель уже можно заказать. Правда, ожидание может затянуться: завод в Нижнем Новгороде не справляется с взрывным спросом. И неудивительно — полностью укомплектованное маршрутное такси предлагается за 930 тыс. руб. Новый автобус получился очень необычным для России, изготовленным по каркасно-панельной технологии. Каркас газовского автобуса сделан из труб прямоугольного сечения, с использованием рамы и передней части стандартной "Газели Next". Панели боковины стальные, а рамка лобового стекла, передние крылья, задняя маска и крыша — из пластика.
Все 18 пассажирских сидений располагаются лицом по ходу движения и оборудованы ремнями безопасности. Внутренняя высота салона — 190 см, и он оборудован поручнями: понятно, что доблестные перевозчики в час пик смогут перевезти дополнительно семь-восемь человек стоя.
Еще одной новинкой стал "Газон Next" — новое поколение среднетоннажных грузовиков, пришедшее на смену всем известным ГАЗ-3380. Под капотом могут устанавливаться как ярославские дизели, так и 3,8-литровые моторы Cummins. Официальная презентация намечена на начало декабря, цены обещают быть весьма привлекательными.
В общем, предстоящий год и для перевозчиков, и для производителей будет сложным, но отнюдь не катастрофическим. По самым оптимистическим прогнозам, на восстановление рынку понадобится не меньше года. Однако не стоит забывать, что Россия опять входит в эпоху больших строек — речь о мосте через Керченский пролив, газопроводе "Сила Сибири", скоростной железной дороге Москва--Казань--Пекин. Такие масштабные проекты, как правило, вызывают бурный рост рынка. Так что поводы для оптимизма есть.