"В политике нельзя не драться"
4 ноября в Америке пройдут промежуточные выборы в Конгресс, по итогам которых демократы рискуют оказаться меньшинством в обеих палатах. О том, что это означает для Барака Обамы, – глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
Чем бы ни завершилось президентство Барака Обамы, в американскую историю он уже вошел. Как первый чернокожий в Овальном кабинете. В политике пока похвастаться нечем. По прогнозам, республиканцы завтра завоюют большинство в обеих палатах Конгресса. Сейчас они контролируют Палату представителей, в Сенате большинство у демократов.
Показательно, что республиканская кампания перед этими выборами прошла под лозунгом "нами правит худший президент в истории". Непопулярность Обамы такова, что оппонентам достаточно просто о ней все время напоминать. И хотя умеренные консерваторы, например, многие республиканские губернаторы, осуждают ставку на негативную агитацию, она приносит результат.
Сосуществование с враждебным Конгрессом делает Обаму в последние два года президентства по-настоящему хромой уткой. Непонятно, как в такой ситуации оформить свое политическое наследие. Всякий хозяин Белого дома на финальном отрезке думает именно об этом.
Почему президент, на которого разве что не молились как на нового мессию шесть лет назад, рискует завершить пребывание у власти с таким печальным балансом? Тем более что почти никто не оспаривает: Обама умен, прекрасно образован и талантлив.
Подробный анализ президентства оставим на потом – впереди много поводов подвести итоги. Но не могу не вспомнить разговор, который состоялся четыре года назад, когда в Москву приезжал легендарный отец-основатель Сингапура Ли Куан Ю, человек потрясающего ума и проницательности. На ужине его спросили про Обаму, с которым Ли пару раз встречался. Да, ответил он, умный, яркий, интеллигентный, хороший публичный политик. Но успеха не добьется. Почему? Потому что по характеру он уклончив, избегает конфликтов, стремится всегда найти консенсус, заполучить всех на свою сторону. Это хорошее качество, но не в Америке, тамошняя политическая культура конфронтационна по сути. Уважает тех, кто готов драться и побеждать. Да и вообще в политике нельзя не драться. Глядя на плоды президентства Обамы, приходится только снова удивиться прозорливости сингапурского старца.