Островки зеленой зарплаты
Кому в России платят в долларах и евро
По Трудовому кодексу россияне должны получать зарплату только в рублях. Но находится немало лазеек, позволяющих привязать доходы сотрудников к твердой валюте. Впрочем, желающих платить россиянам в долларах и евро даже среди иностранных работодателей все меньше.
16 декабря на заседании исполкома Российского футбольного союза (РФС) собираются обсудить непростое материальное положение организации. Главный тренер сборной России по футболу Фабио Капелло уже пять месяцев не получает зарплату. "Я ответственно заявляю, что денег для выплаты зарплаты Капелло у РФС просто нет",— заявил член исполкома РФС Сергей Степашин. По неофициальной информации сумма контракта Фабио Капелло составляет примерно €9 млн в год. Бедственное положение и в футбольных клубах. Глава "Спартака" Леонид Федун не раз заявлял прессе, что контракты футболистов зафиксированы в евро, в результате расходы клуба с начала года выросли на 50%, а доходы остались прежними.
У спортсменов — особая ситуация, в целом же привязывать зарплаты к валюте после кризиса 2008-го рискуют все меньше компаний. "Эта практика была очень распространена в 2005-2007 годы в период феноменального роста бизнеса",— вспоминает партнер и директор департамента "Обзоры заработных плат" хедхантинговой компании Cornerstone Виктория Филиппова. Результаты опроса консалтинговой компании Ernst & Young в 2006 году показали, что 35% отечественных работодателей устанавливали зарплату в иностранной валюте. "Я даже помню волнения сотрудников, когда заработные платы стали уменьшаться при укреплении рубля. Кризис 2008 года заставил компании перейти на рубли, зафиксировав курс при первой возможности. Сейчас уже общепринято принимать и озвучивать информацию о компенсациях и бонусах именно в рублях, хотя от привычки все пересчитывать в доллары и евро мы избавлялись довольно долго",— говорит Филиппова.
По оценкам Cornerstone, привязка к курсу валют осталась у 10-15% компаний, работающих в России. Эти оценки кажутся очень оптимистичными. По мнению бизнес-консультанта, управляющего партнера консалтинговой компании Neocode Дмитрия Леонова, доля таких фирм — меньше 1%, и с каждым годом она сокращается. Косвенное подтверждение того, что в валюте платить уже немодно, корреспондент "Денег" получила, обзвонив множество компаний: даже те, что, по информации анонимных источников, платят в привязке к валюте, отказались об этом говорить. Естественно, среди "валютных" работодателей преобладают западные, имеющие у нас представительства, от СМИ до производителей электроники, реже российские компании-экспортеры, деятельность которых не страдает, а наоборот, выигрывает от падения рубля. По данным Cornerstone, выше всего шансы получать зарплату с привязкой к валюте у тех, кто работает в банках, нефтяных и фармкомпаниях, в сфере консалтинга.
У отказа компаний говорить о своей практике валютных выплат есть и юридическое объяснение. Статья 131 Трудового кодекса гласит: зарплата гражданам РФ должна выплачиваться только в рублях. 57-я статья того же документа запрещает включать в трудовой договор условия, ухудшающие положение работника. К тому же во второй части Трудового кодекса есть статья 22, которая запрещает необоснованно снижать оплату за одну и ту же работу. А это значит, что просто так привязать зарплату к курсу валют нельзя: при его снижении ухудшится положение работника. Приходится прибегать к некоторым законным схемам для обхода ограничений. "Как правило, оклад в компаниях все-таки стараются указывать в рублях, так как он зафиксирован в штатном расписании,— рассказывает председатель правового холдинга "Николаев и партнеры" Юрий Николаев.— Другое дело — бонусы и премии. Их могут как платить, так и не платить вовсе. Если вдруг курс валют начнет падать, то работодатели сокращают и премиальный фонд в рублевом эквиваленте".
Хотя премии и бонусы тоже облагаются налогами, многие работодатели продолжают платить их в конвертах. Премии обычно напрямую зависят от выручки компании, а она даже у российских фирм может быть привязана к курсу валют. "По закону все договоры между российскими компаниями и другими юридическими лицами, в том числе иностранными партнерами, могут заключаться в любой валюте,— рассказывает адвокат Иван Кидяев.— Соответственно, многие документы предусматривают оплату за те или иные товары или услуги в долларах. Прибыль российских компаний в этом случае тоже зависит от курса доллара. В этой же валюте и платят премии сотрудникам. Не секрет, что теневые выплаты никуда не исчезли".
Как это часто бывает в России, заработать на ослаблении рубля удается не всем сотрудникам, а лишь руководству. "У нас зарплата к курсу валют привязана только у топ-менеджеров,— рассказывает Максим, финансовый директор российской коммерческой компании, которая занимается золотодобычей.— Это не общая политика компании — привязывать зарплату к валюте. Просто для сотрудников топовых позиций предусмотрены бонусы, которые зависят от размера выручки. А банки покупают у нас золото в зависимости от курса доллара".
Впрочем, встречаются и договоры, в которых зарплаты прямо привязаны к курсу валют. "В договоре у нас указан оклад — допустим, €2 тыс., который выплачивается в рублях по курсу ЦБ,— рассказывает сотрудник московского офиса крупной международной консалтинговой компании.— Сложившаяся экономическая ситуация нам на руку и очень радует. Доход сотрудников растет прямо пропорционально курсу евро".
Выплаты сотрудникам могут зависеть даже от формы организации компании. "С оплатой в рублях по курсу мы иногда сталкиваемся, когда выполняем заказы для представительств иностранных компаний, зарегистрированных на территории РФ, — рассказывает руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства "Юнити" Рустам Барноходжаев.— Если компания зарегистрирована как представительство, то она по закону не имеет права ведения коммерческой деятельности. Допустим, занимается продвижением своей торговой марки, участвует в выставках, конференциях, акциях, но не продает свой продукт. Но если компания открывает дочернюю фирму с аналогичным названием, то получает право коммерческой деятельности и должна платить налоги и зарплаты в рублях". Дело в том, что в первом случае компания является нерезидентом в России и не платит налогов в наш бюджет, а во втором становится резидентом и обязана платить налоги.
Некоторые же наши сограждане все-таки получают зарплату даже не в рублях по курсу валют, а в самой настоящей валюте. "К редким исключениям относятся российские компании, ведущие свою деятельность за рубежом, в основном мы говорим о добывающей отрасли,— поясняет Филиппова.— Также валюту за свою работу могут получать специалисты, которые работают на основании сервисного договора. Это договор об оказании услуг физическим лицом, который заключается между работником и компанией-нерезидентом. В этом случае работник берет на себя все вопросы налогообложения и выплат в соответствующие фонды".
На основе сервисных договоров работают представители многих отечественных фирм, оказывающие различные услуги иностранным предприятиям. Например, в сфере организации путешествий и деловых мероприятий, шоу-бизнеса (например, организация гастролей иностранных артистов), научной работы, спортивных соревнований. Налоги платят в рублях по курсу на день получения дохода. Если курс валют продолжит расти, то исполнители таких сервисных договоров могут неплохо сэкономить на налогах. Платить налог они будут по меньшему курсу, чем он будет в следующем году (а декларация подаются с января по конец апреля года, следующего за годом получения дохода).
Отдельная история — дипломаты. "По роду своей деятельности нам иногда приходится сталкиваться с персоналом, работающим в международных организациях, имеющих дипломатический статус, или в дипломатических миссиях,— рассказывает Барноходжаев.— Некоторые такие организации могут выплачивать своим российским сотрудникам зарплату как собственно в иностранной валюте, так и в рублях по курсу".
Вполне вероятно, что в ближайшие годы число россиян, чьи доходы хоть как-то привязаны к курсу валют, станет еще меньше.
"Основные рынки в РФ падают в объемах, многие компании производят сокращения, в условиях жесткой конкуренции ожидания кандидатов оказываются ниже их старых зарплат,— рассказывает бизнес-консультант, управляющий партнер консалтинговой компании Neocode Дмитрий Леонов.— Большинство компаний уже планирует свой бюджет на следующий год в рублях, предусмотрев чуть большую, чем раньше, инфляционную составляющую".
Сотрудникам московского офиса одной из иностранных компаний, занимающейся юридическим консалтингом, уже заявили, что с нового года будет пересмотрена часть трудовых договоров. "Сейчас премия у нас плавающая и платится в рублях по курсу доллара. Мы готовимся к тому, что размер зарплаты и премии будет зафиксирован в рублях",— рассказывает сотрудник фирмы.