Боязнь дешевизны
Инфляция в мире оказалась ниже, чем планировали центробанки
Одна из главных проблем мировой экономики заключается в том, что инфляция оказалась ниже, чем планировали центробанки, и может произойти глобальная дефляция, которая навредит и без того плохому экономическому росту.
Сергей Минаев
Сейчас происходит глобальное замедление инфляции. Оно особенно заметно в странах еврозоны, где рост цен уже снизился до 0,3% годовых, и с большой вероятностью в будущем году вместо инфляции там наступит дефляция — цены вместо повышения станут падать. В таких странах еврозоны, как Греция и Испания, дефляция уже наступила, также она наступила в Швеции и Израиле. В Китае инфляция ниже 2%, в США — около 1%. Иными словами, ситуация постепенно начинает напоминать 1970-е годы, когда всех тоже беспокоил экономический рост и ситуация с ростом цен. Только тогда отсутствие экономического роста сопровождалось быстрым ростом цен, а сейчас — замедлением ценового роста и даже их падением.
При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что в 46 странах мира существует так называемое инфляционное таргетирование, когда центробанки подчиняют свою денежную политику достижению некоего планируемого уровня — и в 30 из них инфляция сейчас ниже этого уровня. В современном виде инфляционное таргетирование было введено в Великобритании в октябре 1992 года. Тогда страна перешла к методу целевой, или планируемой, инфляции. Министр финансов заявил, что к весне 1997-го инфляция должна находиться в пределах 1-4% в год, а в дальнейшем не может превышать ежегодно 2,5% (в 1990-1991 годах инфляция в Великобритании достигала 10% ежегодно). В качестве показателя инфляции был выбран индекс розничных цен, исключая платежи по залогу недвижимости. Банку Англии было поручено устанавливать процентную ставку, руководствуясь исключительно этими плановыми заданиями.
В целом все получилось. В начале 2000 годов за три года в Великобритании было только два месяца, когда темпы инфляции превышали 2,5% годовых. Последний раз это произошло в январе 2002 года — 2,6%, но уже в феврале инфляция вернулась в норму и составила всего 2,2% годовых. И было решено, что Банку Англии пока не нужно повышать процентную ставку, которая тогда находилась на самом низком за 38 лет уровне — 4% годовых.
В 2001 году в России правительство и Центробанк тоже прибегли к использованию "элементов целевой инфляции" (формулировка из "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики"). Была поставлена задача добиться роста цен в 12-14% годовых. Получилось больше 18% годовых. Центробанк заявил, что делал все возможное для снижения инфляции, подчинив этой задаче и свою эмиссионную политику, и политику валютного курса. Не использовал он только политику процентной ставки, потому что в России эта ставка на инфляцию по ряду причин не влияет. А в высокой инфляции, по мнению ЦБ, было виновато правительство, поскольку оно проводило неправильную бюджетную политику и повышало тарифы естественных монополий. Впрочем, в 2002 году ЦБ снова решил использовать "элементы целевой инфляции" на уровне 12-14%, отметив при этом, что все опять будет зависеть не от него, а от правительства.
Правительство и парламент, в свою очередь, напомнили о том, что и Центробанк далеко не безупречен: не раскрывает всех деталей проводимых им денежных операций и противодействует банковской реформе. Иными словами, независимый ЦБ и подотчетные ему коммерческие банки творят что хотят. Неплохо бы поставить все банковское дело в России под общественный надзор, чтобы и сам ЦБ вел себя хорошо, и среди коммерческих банков остались только хорошие, а плохие закрылись. Разумеется, без утраты независимости ЦБ. Дело кончилось тем, что глава ЦБ Виктор Геращенко ушел в отставку.
В экономической истории случаев дефляции не было зафиксировано до XIX века. В XVI — начале XVII века в мире наблюдался длительный период инфляции, хотя и относительно низкой: в европейских странах товары и услуги дорожали в год на 1-2%. В XVIII веке инфляция стала гораздо более высокой: во время американской революции потребительские цены росли на 8,5% в месяц, а во время французской революции — на 10% в месяц.
В современном виде инфляционное таргетирование было введено в Великобритании в октябре 1992 года
Потом инфляция замедлилась: в частности, в США за 1790-1815 годы цены на товары и услуги выросли всего на 3,3%. И только после этого наступил длительный период дефляции: с 1815 по 1850 год американские потребительские цены снизились на 2,3%. Затем начался рост цен: за 1850-1873 годы американская инфляция составила 5,3%. С 1873 по 1896 год цены опять упали — на этот раз на 1,8%. Потом снова началась инфляция: с 1896 года по 1920 год товары и услуги росли в цене и в результате подорожали на 4,2%. Наконец, с 1920 по 1934 год был длительный период дефляции — американские цены упали на 3,9%. Разумеется, в данном случае нельзя было говорить о том, что дефляция охватила весь мир: например, в Германии в 1922-1923 годах за 16 месяцев количество денег, находившихся в обращении, увеличилось в 7 млрд раз, а цены выросли в 10 млрд раз.
Согласно экономической теории, дефляция наблюдается тогда, когда снижается производство и растет безработица. В принципе снижение цен может стимулировать потребление, расширение инвестиций и развитие внешней торговли, но, разумеется, только в том случае, если возрастет производство и увеличится занятость.
В 2012-2013 годах обращало на себя внимание то обстоятельство, что после кризиса 2008-2009 годов дефляция в некоторых странах наблюдалась в условиях мирового продовольственного и нефтяного кризиса (цены на нефть уже в январе 2011 года превысили $100 за баррель). При этом все страны заявляли, что постепенно преодолели экономический спад и перешли к росту. Экономический рост и в еврозоне, и в США, и в Японии обеспечивался за счет широкомасштабного печатания денег и раздачи их производителям для того, чтобы они смелее производили. Казалось бы, в условиях изобилия денег, экономического роста и увеличения издержек из-за подорожания сельхозсырья и нефти цены должны быстро расти. Но они падали.
Дело в том, что печатание денег и рост производства не привели к снижению безработицы, которая продолжила оставаться на очень высоком уровне: так, во Франции она составляла 10% трудоспособного населения. Безработные граждане не склонны предъявлять значительный спрос на товары, сколько бы этих товаров ни производилось. При этом следует учитывать, что статистика считает безработными только тех граждан, которые не имеют работы, но хотели бы ее получить. Тот, кто не хочет получить работу или, как это случается все чаще, уже не надеется ее получить, безработным не считается. И спроса на товары такие граждане тем более не предъявляют. При этом в европейских и японских магазинах товарного дефицита не наблюдается, и торговцы хотели бы свои товарные запасы реализовать — не вечно же им лежать на полках. Вот им и приходится при недостаточном спросе снижать цены. Также стоит помнить о том, что состоятельные граждане в Европе и Японии довольно экономны, и переложить на них издержки, возникающие из-за малого числа покупателей и порчи товаров, торговцам обычно не удается.
В какой-то момент производители и торговцы начнут терпеть убытки из-за дефляции, и тогда они смогут снова попросить у властей финансовую помощь
Разумеется, в какой-то момент производители и торговцы начнут терпеть убытки из-за дефляции, и тогда они смогут — при появляющейся во всем мире щедрости властей — снова попросить у них финансовую помощь.
В 1990-е годы в Японии из-за дефляции банки стали крайне неохотно выдавать предприятиям кредиты: мол, цены на вашу продукцию снижаются, и вы просто не сможете платить проценты и погашать свой долг.
Сейчас в мире боятся дефляции потому, что при ней, как показывает японский опыт, граждане избегают делать покупки — зачем покупать что-то сегодня, если завтра будет дешевле. А предприниматели перестают делать инвестиции — зачем тратить деньги, когда прибыли будут завтра меньше, чем сегодня.
Проблема центробанков заключается в том, что они проводили до сих пор настолько сверхмягкую денежную политику для стимулирования экономического роста, что смягчать ее дальше в целях борьбы за повышение инфляции просто некуда. Так что бороться с дефляцией им будет так же сложно, как с инфляцией в 1970-е годы. А к этому еще примешивается снижение нефтяных цен, которое способно привести мир к переходу к дефляции еще более вероятным.
Парадоксальным образом в борьбе с дефляцией миру помогают Бразилия и Россия. Их центробанки и правительства тоже не выполняют поставленные плановые инфляционные задачи (см. карту) — только не в сторону понижения темпов инфляции, а в сторону ее повышения.