"Исламскому государству" ставят арабский блок
Египет расширяет военное сотрудничество с монархиями Залива
Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт планируют создать военный альянс, который мог бы наряду с возглавляемой США коалицией против "Исламского государства" (ИГ) противостоять экстремистам в регионе. Для Каира такой формат сотрудничества актуален как никогда — вчера одна из главных группировок Синайского полуострова "Ансар бейт аль-Макдис" присягнула на верность ИГ. В обмен на помощь суннитских монархий в рамках нового военного блока Египет готов встать на их сторону в противостоянии с Ираном и связанными с ним шиитскими группировками на Аравийском полуострове, которые все больше ставят под угрозу нефтяной транзит.
О том, что четыре арабских государства планируют создать новый военный блок, со ссылкой на свои источники в египетской армии сообщило информагентство Associated Press. Совместные силы быстрого реагирования, по этим данным, планируется использовать прежде всего на двух театрах военных действий: в Ливии, где установилось альтернативное правительство исламистов, и Йемене, где активны подразделения "Аль-Каиды на Аравийском полуострове". Их задействование возможно и в других странах — кроме Сирии и Ирака, где операцию против ИГ проводит коалиция во главе с США.
Египет тесно сотрудничает со странами Залива с момента военного переворота и свержения правительства "Братьев-мусульман" в прошлом году. С тех пор Саудовская Аравия и ее союзники ОАЭ и Кувейт выделили Каиру на борьбу с исламистами в общей сложности около $20 млрд. Египетский президент Абдель-Фаттах ас-Сисси не раз заявлял, что считает безопасность стран Залива неотделимой от безопасности Египта.
Создание военного альянса выведет четыре страны на новый уровень сотрудничества, что для Каира сейчас как никогда актуально. Вчера самая активная на Синайском полуострове экстремистская группировка "Ансар Бейт аль-Макдис" присягнула на верность ИГ. Хотя позднее ее представители опровергли это заявление, египетские власти уверены: группировка давно координируют свои действия с ИГ и ведет активную работу по вербовке новых сторонников среди египтян — сейчас правоохранительные органы Египта ведут проверку в отношении 600 граждан, подозреваемых в связях с ИГ.
Каир надеется на помощь аравийских монархий и вблизи своих границ, в первую очередь в Ливии, в которой видит один из главных очагов нестабильности и где активно поддерживает изгнанное исламистами правительство, вынужденное заседать вблизи египетской границы в городе Тобрук.
Между четырьмя странами пока нет единства по вопросу о том, какой численности будут общие силы реагирования, сколько на это выделять средств, где будет располагаться штаб-квартира. Тем не менее упор планируется сделать на создание совместной авиации и общей базы разведданных. Шансы на успешное сотрудничество четырех стран, учитывая их прежний опыт, высоки: саудовско-египетские подразделения ранее неоднократно проводили совместные учения на территории Египта, а минувшим летом Каир впервые осуществил несколько успешных воздушных операций с ВВС ОАЭ против исламистов в Ливии.
Идея создания нового военного блока, по мнению экспертов, отчасти отражает царящий среди элит ведущих суннитских государств скепсис по поводу способности возглавляемой США антиисламистской коалиции справиться с этой угрозой. Однако не менее важной задачей альянса будет сдерживание шиитского Ирана и связанных с ним сил. В частности, речь идет о шиитском племени аль-хуси, которое взяло под свой контроль обширные области Йемена, поставив под угрозу нефтяной транзит аравийских монархий (см. "Ъ" от 20 октября).
"У этого альянса очень серьезные шансы на реализацию,— заявил "Ъ" президент Института религии и политики Александр Игнатенко.— Идея его создания базируется на взаимной выгоде, а его задачи выходят далеко за рамки целей антиисламистской коалиции во главе с США. У монархий Залива не может не вызывать беспокойства очевидный крен США в сторону Ирана".