"Специального гена, который отвечал бы за уровень интеллекта, не существует"
Гениями не становятся — ими рождаются. К такому выводу пришли ученые под руководством преподавателя криминологии из Университета штата Флорида Кевина Бивера. Они провели эксперимент и выяснили, что занятия родителей с ребенком почти не влияют на его интеллект. Уровень IQ закладывается на генетическом уровне. Подробности — у Альбины Хазеевой.
В исследовании, которое провели в США, принимали участие семьи с двумя детьми близкого возраста — приемным и родным. Они проходили специальный словарный тест в картинках — сначала в школе, а потом в возрасте от 18 до 26 лет. Способности американцев, которые росли в одном доме, оказались совершенно разными. Исследователи резюмировали: интеллект передается ребенку по наследству. И шансы произвести на свет вундеркинда больше у родителей с высоким IQ. Научные споры о том, что важнее — гены или среда, ведутся не один десяток лет. Известный психолог Артур Дженсен, к примеру, считал, что умственные возможности предопределены на 85%. Противники этой точки зрения критиковали ученого за ошибки в выборке. Прекращать заниматься с детьми в любом случае не стоит, уверен доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Роман Сулейманов.
"У любого ребенка с рождения есть определенный диапазон интеллектуальных достижений, которые он может показать. Но говорить о том, что воспитание никакой роли не играет, ошибочно. Давайте возьмем как пример — речь. Известно, что "дети Маугли" до четырех-пяти лет не слышат человеческую речь, то в последующем при возвращении в социум они уже не способны освоить человеческую речь в полном объеме", — напоминает Сулейманов.
Специального гена, который отвечал бы за уровень интеллекта, не существует. За показатель IQ ответственны сразу несколько ДНК-маркеров. Но и их влияние довольно относительно, отметил научный директор компании Genotek Валерий Ильинский.
"Генетика не говорит о том, что у человека должно быть 90. Генетика говорит, что у данного человека IQ за счет генетики в среднем, например, на пять баллов выше, чем у точно такого же человека, который рос в точно таких же условиях, но у которого другие генетические маркеры", — объясняет Ильинский.
Идея о том, что интеллект можно развить, лежит в основе концепции детских клубов. Активный рост этого рынка в России произошел в последние пять лет. Только две крупнейшие сети объединяют в Москве 50 центров. В группы принимают малышей, которым нет и года. Среди наиболее популярных методик — система итальянки Марии Монтессори, которая предоставляет ребенку свободу в выборе игрушек, система петербуржца Николая Зайцева — она учит детей составлять слова по "складам", и метод американца Гленна Домана, при котором огромное значение придается физическим упражнениям. Интеллект нужно развивать сразу в нескольких направлениях, заявила основатель сети "Бэби-клуб" Евгения Белонощенко.
"В нашем клубе мы развиваем десять видов интеллекта. Они разнонаправлены. Например, чувствительный интеллект, когда он понимает, где он про девочку, а где он — про мальчика. Пространственный интеллект, когда он развивает пространственное мышление, цифровой интеллект, когда он понимает цифровое начало. Вербальный интеллект, как он правильно говорит и каким он словесным багажом пользуется. И на каждый интеллект есть определенное упражнение", — рассказывает Белонощенко.
Три года назад психологи из Университета Эдинбурга пришли к выводу, что между уровнем интеллекта подростка и его же IQ в старости существует тесная связь. Другими словами, если в молодости человек не отличался подвижным умом, то и к старости он гениальным математиком не станет.