"5% прибавки к заработной плате сотрудникам Deutsche Bahn вряд ли кто даст"

Работники немецкого перевозчика Deutsche Bahn объявили крупнейшую железнодорожную забастовку. Со среды до понедельника в стране при оптимальном раскладе будет ходить лишь треть поездов. Руководство может пойти навстречу бастующим и частично удовлетворить их требования, отмечают эксперты.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

В Германии объявлена самая масштабная забастовка железнодорожников. Машинисты Deutsche Bahn добиваются повышения зарплаты на 5%. Кроме того, они хотят получать проценты от выручки концерна. Акция протеста продлится до следующего понедельника. По оценкам компании, в лучшем случае по стране будет курсировать треть поездов. Планируется, что в среду в 17.00 по московскому времени прекратят движение товарные составы. В четверг будут отменены и пассажирские рейсы. Предыдущая забастовка состоялась в середине октября. Однако переговоры с руководством Deutsche Bahn не дают результатов, заявил председатель всегерманского профсоюза железнодорожников Норберт Квиттер.

"Этот конфликт с руководством компании продолжается уже более четырех месяцев. Мы долго вели переговоры по поводу заработной платы сотрудников. Нас не устраивают предложения руководства. Мы сожалеем, что клиенты страдают из-за этого. Но пассажиры могут сами спросить боссов Deutsche Bahn, почему они продолжают этот конфликт", — заявил Квиттер.

По подсчетам Кельнского Института экономических исследований, из-за этой забастовки концерн Deutsche Bahn будет терять по $125 млн в день. Руководству компании придется пойти на уступки, уверен директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов.

"5% прибавки к заработной плате, которые они требуют, конечно, превышают уровень их инфляции, поэтому 5% им вряд ли кто даст. Но 2-3%, я так подозреваю, они себе выторгуют. Более значимые требования — это участие в прибыли компании. Добиться здесь революционных изменений сложнее, потому что это нужно менять систему распределения прибыли, систему финансовых взаимоотношений между работником и работодателем, это вряд ли будет реализовано, во всяком случае, в ближайшей перспективе", — отмечает Смирнов.

Руководство Deutsche Bahn заявило, что забастовка машинистов может сорвать празднование 25-й годовщины падения Берлинской стены. Пассажиры с пониманием отнесутся к протестной акции железнодорожников. Немцы воспользуются другими видами транспорта, считает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

"Железнодорожники, в отличие от российских, там имеют право бастовать. По мнению и пассажиров, и других работников отраслей, вряд ли они сочтут, что возникли совершенно надуманные, необоснованные претензии, поэтому они решили побастовать. Поэтому с имиджем все будет нормально. Требования не такие уж сверхъестественные в условиях, когда экономическое положение оставляет желать лучшего, и Deutsche Bahn не является здесь исключением", — рассуждает Николаев.

Deutsche Bahn — основной железнодорожный перевозчик Германии. 100% акций компании принадлежит государству. По информации концерна, ежедневно его поездами пользуются 5,5 млн пассажиров. Кроме того, компания транспортирует более 620 тыс. тонн грузов в сутки.

Полина Смертина

Вся лента