Антиамериканская мечта
Михаил Трофименков о героях фестиваля документального кино «Show US!»
Программа «Show US!» составлена как путеводитель по важнейшим институтам американского общества: суд, больница, школа, пресса. И авторы фильмов, и их герои вовсю ругают это общество на словах и самоотверженно защищают его своими действиями
«Герблок: белое и черное». Режиссер Майкл Стивенс, 2013 год
«Герблок: белое и черное». Режиссер Майкл Стивенс, 2013 год
«Общая улица». Режиссер Шерил Данн, 2013 год
«Приоткрывая дверь: документальный кинопроект». Режиссер Джеймс О’Кифф, 2012 год
«Приоткрывая дверь: документальный кинопроект». Режиссер Джеймс О’Кифф, 2012 год
«Рать Гидеона». Режиссер Дон Портер, 2013 год
«Рать Гидеона». Режиссер Дон Портер, 2013 год
«Рать Гидеона». Режиссер Дон Портер, 2013 год
«Реанимация». Режиссер Райан Макгарри, 2014 год
«Реанимация». Режиссер Райан Макгарри, 2014 год
Из ряда фильмов об институтах выпадает лишь "Общая улица" (2013) Шерил Данн — повесть о фотографах, не только и не столько запечатлевших образ Нью-Йорка, сколько создавших его. Но ведь прекрасный Нью-Йорк — сам по себе американский институт. Бывают фильмы с "говорящими головами". "Общая улица" — кино о "говорящих глазах". Нет разницы между героями героев Шерил Данн и ими самими. Фотографы — такие же артефакты Нью-Йорка, как и попавшие в их объектив уличные головорезы, крокодилы на поводках, страстные поцелуи, одиночество подземки, пожарные, пенсионеры в пижамах, пожирающие арбузы, толстухи, фрики, героин.
Вопреки устойчивому мифу об индивидуализме как движущей силе американской цивилизации, все герои фестиваля, пусть даже они и представляют свободные профессии,— в той или иной степени "пролетарии": нью-йоркские фрилансеры, врачи, школьные учителя и служащие. Фильмы о них способны убить любой интерес к игровому, пусть и самому точному с психологической точки зрения, американскому кино. Какие там сериалы про больницы. Какие там хроники будней нью-йоркской полиции.
Суд: "Рать Гидеона" (2013) Дона Портера. Герои фильма, казалось бы, относятся к самому привилегированному сословию — адвокатскому. Так, да не так. Это очень специальные адвокаты — общественные, получающие гроши, назначаемые судом тем обвиняемым, у кого нет средств на адвокатов "настоящих". А таких клиентов — подавляющее большинство из 12 миллионов человек, ежегодно попадающих в США под арест. И на них на всех — 15 тысяч таких общественников, как трое героев Портера.
Никакой триллер не сравнится по напряжению с простым рассказом о ежедневных битвах адвокатов, защищающих белую ли, черную ли шваль. Удастся ли Трэвису Уильямсу отмазать парня, оказавшегося в плохое время в плохом месте, да еще с ножом в руках. Ура, удалось: светило от десяти лет до пожизненного, но дело кончилось пятью годами. Отобьет ли Бренди Александер своего расписного с головы до ног клиента, в котором продавец бакалейной лавки категорически опознал грабителя. Да, отбила, просто и изящно, как в старом добром нуаре.
Больница: "Реанимация" (2014) Райана Макгарри. Вкалывающие как святые черти в приемном покое знаменитой гигантской окружной больницы Лос-Анджелеса харизматичные, блестящие молодые врачи сражаются с бюрократией и отводят душу в курилке. Собственно говоря, и сам режиссер ничем от них не отличается. Макгарри — врач, взявшийся за камеру, да так взявшийся, что посрамил многих профессионалов.
Школа: "Приоткрывая дверь" (2012) Джеймса О'Киффа и еще пятидесяти режиссеров. Их съемочные группы отработали 8 мая 2012 года от рассвета до заката в 28 общественных школах округа Пасадена.
Пресса: "Герблок: белое и черное" (2013) Майка Стивенса. Пресса, да не совсем. Герой фильма Герблок (Герберт Лоуренс Блок) — сам по себе общественный институт. Едва ли не в большей степени, чем Washington Post, ведущим рисовальщиком-карикатуристом которой он отработал 55 лет. Последний его рисунок появился в газете 26 августа 2001 года — за 42 дня до смерти 92-летнего художника.
Герблок получил три Пулитцеровские премии (1949, 1954, 1979) за собственно рисунки и еще одну (1973) — за гражданскую доблесть в расследовании Уотергейтского скандала. Еще раньше он удостоился чести угодить в список личных врагов Ричарда Никсона. Впрочем, Никсон еще в 1954 году отказался от подписки на "Вашингтон пост", когда Герблок изобразил его выползающим из канализационного люка. А десятью годами позже Линдон Джонсон вычеркнул рисовальщика из списка награжденных президентской медалью Свободы: Герблок неустанно осуждал кровавую вьетнамскую авантюру. Медаль он получил лишь в 1994 году из рук Билла Клинтона, которого бичевал не менее вдохновенно. И, пожалуй, награждение свидетельствует в большей степени о лицемерии Клинтона, чем о его толерантности.
Но все награды и "награды" — ничто: место в вечности Герблок зарезервировал себе сам 29 марта 1950 года. В тот день в Washington Post появился его рисунок: четверо ведущих политиков-республиканцев тащат упирающегося слона — партийный символ,— чтобы водрузить его на пирамиду бочек с дегтем (в лучшем случае с дегтем), на которой начертано слово "маккартизм". Всего за полтора месяца до того, 9 февраля 1950 года, Джозеф Маккарти, сенатор от штата Висконсин, рубаха-парень, параноик и алкоголик, объявил, что в его руках список 205 советских шпионов, проникших в высшие эшелоны власти. Герблок придумал неологизм, навечно приросший к самой отвратительной странице истории США.
Герблок сражался, как сказали бы в СССР, оружием сатиры и со Сталиным, и с Гитлером, и с особо ненавистными ему табачными корпорациями, и с поджигателем войны Рейганом, и с расизмом. Классический, прекрасный, сильный и здравый до самого смертного часа американский либерал.
Короче, американская мечта сбывается. И несмотря на то, что герои фильмов — от вечного диссидента Герблока до юристов, клеймящих американское правосудие как самое "несправедливое, жестокое и бесчеловечное" в мире,— так и напрашиваются на клеймо "антиамериканцев", они и есть подлинные рыцари Америки.
"Формула Кино Горизонт", до 16 ноября
Расписание и регистрация на сайте фестиваля