Возможности человеческих тел
Татьяна Кузнецова о фестивале «Дягилев P.S.» в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге открывается фестиваль всевозможных балетных инноваций «Дягилев P.S.». В этом году роль фестивальных хитов отдана современному танцу
Фестиваль с таким удобным названием (под прикрытием P.S. можно представлять что угодно) возник в Санкт-Петербурге в 2009-м — в год столетнего юбилея дягилевских "Русских сезонов". С тех пор петербургская осень проходит под знаком всевозможных новаций — фестиваль решительно ориентируется на дух, а не букву дягилевских художественных интервенций. А потому в программе этого года добрососедствуют Гендель и Перселл ("Dixit Dominus" и "Дидона и Эней" в исполнении Теодора Курентзиса и его оркестра), Джузеппе Верди (его "Трубадура" в постановке Дмитрия Чернякова покажет Михайловский театр), барочная музыка в виде театрализованного концерта "Три портрета", а также всевозможные выставки, лекции и конференции. Непосредственно с "Русскими сезонами" связан лишь последний вечер фестиваля, на котором Пермский балет представит своего прогремевшего "Шута", увидевшего свет в дягилевской антрепризе. В 2011 году балет Прокофьева заново поставил Алексей Мирошниченко, а вот тщательно реконструированные декорации Михаила Ларионова открылись публике впервые за 90 лет, прошедшие со дня премьеры. "Шуту" сопутствует "Свадебка" Стравинского, однако не дягилевская, Брониславы Нижинской, а Иржи Килиана — ранний, ностальгический и редко исполняемый балет великого чеха.
Однако роль фестивальных хитов, отвечающих за знаменитое дягилевское "Удиви меня!", предназначена современному танцу. Еще не виданный в России балет "FAR" британского хореографа Уэйна Макгрегора покажет его труппа "Random Dance Company". "FAR" — аббревиатура названия книги "Flesh In The Age Of Reason" британского история Роя Портера. Этой работой, равно как и трудами просветителя Дидро, вдохновлялся непредсказуемый Макгрегор, сочиняя свою хореографическую философию на тему конфронтации тела и разума. Музыка "электронщика" Бена Фроста ведет эту 70-минутную битву, сопровождаемую феерическими световыми эффектами и прочими достижениями современных мультимедийных технологий. Однако технические возможности человеческих тел ослепляют не меньше, подвигнув, например, The Daily Telegraph на такую эпическую характеристику спектакля: "Эта работа оформлена в величественном деструктивном стиле, исполнена с колоссальной отдачей десятью сильнейшими танцорами Random Dance и впечатляет изысканным светом и дизайном".
Другая знаменитость, полубельгиец-полумарокканец Сиди Ларби Шеркауи привозит свой опус "Сутра", оформленный британским скульптором Энтони Гормли и исполняемый 17 китайскими монахами, ради этого оставившими свой Шаолинь еще в 2008 году, когда "Сутра" стала сенсацией Авиньонского фестиваля. С тех пор спектакль колесит по миру, однако в Россию приедет впервые. Он действительно завораживает, этот выездной Шаолинь: хореография, основанная на боевой технике кунг-фу, создавалась в самом монастыре. Сиди Ларби Шеркауи не скрывал, что всегда восхищался примером Брюса Ли; свою "Сутру" он выстроил как диалог непостижимого Востока и плененного им Запада. Энтони Гормли обустроил сцену ящиками, смахивающими на гробы; монахи под медитативную музыку поляка Шимона Бжуски творят на сцене телесно-духовные чудеса, сражая своей нечеловеческой техникой и в буквальном смысле "играя в ящик": деревянные "гробы" — их партнеры. С ящиками артисты дружат и враждуют, ненавидят и берегут их, играют с ними в прятки, то уворачиваясь от их агрессивных перемещений, то спасаясь в "гробах" от внешнего мира. В конце этого блистательного состязания ящики выстроятся на авансцене в непроницаемую "китайскую стену", отгородив невероятных китайцев от любопытствующих взоров Запада. И ведь ничего не поделаешь: Восток есть Восток.
Санкт-Петербург, с 19 по 28 ноября. Расписание на сайте www.diaghilev-ps.ru