Пока не доканали
Татарстан добивается отмены запрета на рекламу для регионального кабельного телевидения
Татарстан решил вступиться за кабельное телевидение, которое с принятием изменений в закон «О рекламе» с января 2015 года будет лишено права зарабатывать на рекламе. Госсовет Татарстана направил в Госдуму законопроект, снимающий этот запрет с региональных кабельных телекомпаний. Инициатором стала республиканская телерадиокомпания «Новый век», которая кроме эфирного вещания пытается развивать кабельное. Ее руководство заявляет, что если это предложение не будет поддержано, региональные компании ожидает ликвидация. Участники рынка сомневаются, что в Госдуме «разум возобладает».
Госсовет Татарстана на прошлой неделе решил внести в порядке законодательной инициативы в Госдуму проект закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона „О рекламе“». Им республиканский парламент предложил дополнить перечень телеканалов, на которые не распространяется запрет на размещение рекламы. В частности, к так называемым «общедоступным телеканалам» и телеканалам, имеющим лицензию на наземное эфирное вещание, предложено добавить «телеканалы, продукция которых распространяется на территории одного субъекта РФ, либо одного или нескольких муниципальных образований на территории одного субъекта РФ». Законопроект фактически позволяет региональным кабельным каналам продавать рекламное время.
Инициатор поправки депутат Госсовета Татарстана и генеральный директор ОАО «Телерадиокомпания „Новый век“» Ильшат Аминов пояснил „Ъ“, что вводимый с января 2015 года запрет для платных кабельных телеканалов на распространение рекламы влечет прекращение деятельности регионального телевидения. «Этот закон отрубает развитие региональных телеканалов. После отключения аналогового вещания в России они вынуждены будут уйти в кабельную среду вещания с полным запретом размещения рекламы, так как региональные телеканалы не имеют гарантированной позиции в цифровых мультиплексах», — сказал он. Дальнейшее существование канала, по его мнению, будет возможно только при условии, что он станет платным. По расчетам господина Аминова, стоимость пакета из региональных каналов для населения может достигнуть 1 тыс. рублей в месяц. Он исходит из того, что расходы одного такого канала могут составлять 3-5 млн рублей в месяц, а его подписчиками после введения платы останутся несколько десятков тысяч человек. «Это неизбежно приведет к отключению абонентов от регионального кабельного телевидения», — считает господин Аминов. «Госкомпании могут поднять вопрос о дотациях», — добавил он, но отметил, что в этом «тоже нет ничего хорошего», хотя бы потому, что это влечет дополнительную нагрузку на бюджет.
Объем рынка рекламы на эфирном ТВ в РФ в прошлом году вырос на 9%, до 152,2 млрд руб., а на кабельных и спутниковых каналах — на 20%, до 4 млрд руб. Участники рынка назвали пять казанских кабельных телеканалов — «Тат Муз ТВ», «Майдан» (оба — музыкальные, вещают на татарском языке), «Первый городской», «Эфир-24», ITV.
В состав ОАО «Телерадиокомпания „Новый век“» входят телеканалы «ТНВ-Татарстан» и «ТНВ-Планета», вещающие в аналоговом эфире, через спутник и кабельные каналы. На 1 января 2014 года у «ТНВ-Татарстан» было 2,88 млн кабельных абонентов, у «ТНВ-Планета» — 1,36 млн. ОАО в 2013 году имело 434,6 млн руб. выручки, основную часть которой составляет госзаказ.
Как писал „Ъ“ 7 июля, запрет на рекламу на платных телеканалах вызвал критику Ассоциации кабельных операторов России, которая направила в Госдуму письмо с просьбой хотя бы обсудить проект с рынком перед его принятием. Открытое письмо на эту тему в Госдуму, к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву распространили также Discovery, Viasat Global, «Дождь», «Амедиа», MTV Networks и др.
Господин Аминов сообщил „Ъ“, что его поправка уже внесена в Госдуму и может быть рассмотрена на ближайшем заседании. Он выразил надежду, что «разум возобладает» и его предложение получит поддержку.
Андрей Григорьев, председатель совета директоров ООО «Телекомпания „Эфир“, владеющего кабельным каналом «Эфир-24», напротив, считает, что «поправка, скорее всего, не пройдет», в связи с чем под угрозой закрытия останутся 1,5 тыс. телеканалов по стране (он ссылается на данные Роскомнадзора, согласно которым в РФ в настоящее время действует около 3 тыс. лицензий на телевизионное вещание и только примерно 1,5 тыс. — на эфирное вещание). «Слишком много заинтересованных лиц, чтобы было именно так», — сказал он „Ъ“. Господин Григорьев полагает, что интерес заключается не только в желании крупных федеральных каналов получить долю кабельных каналов на рынке телерекламы, составляющую «не более 10% рекламного пирога». Причина, по мнению господина Григорьева, также может заключаться в желании увеличить долю телесмотрения, которую «размывают» кабельные каналы. Также он не исключает желания заинтересованных лиц «по дешевке скупить большое количество активов — производящих и распространяющих». Он пояснил, что запрет на рекламу на кабельных каналах снижает их капитализацию и соответственно рыночную стоимость, а также способствует появлению предложений о продаже со стороны производящих контент компаний. Андрей Григорьев предположил, что после скупки этих активов запрет на рекламу на кабельном телевидении будет отменен.