Импорт выводят из обороны
Тенденции
В условиях введения санкций правительство РФ ставит перед оборонным комплексом задачу в течение двух-трех лет заместить основной объем продукции ОПК, которая раньше закупалась за рубежом и изготавливалась по кооперации, собственными изделиями. По мнению полпреда президента в ПФО Михаила Бабича, из-за сжатых сроков от органов власти требуется управление процессом в ручном антикризисном режиме. В Минпроме наиболее проблемным сегодня называют вопросы импортозамещения электронной компонентной базы. Но чиновники уверяют, что все пробелы будут учтены в госпрограмме вооружений на 2016–2025 годы. Аналитики полагают, что на первых порах российские предприятия могут обратиться к новым партнерам в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы возобновить поставки продукции, которые прекратились из-за разрыва кооперационных связей с Украиной.
Проблема импортозамещения в оборонной промышленности обсуждалась в конце октября на профильном совещании в рамках Совета по оборонно-промышленному комплексу при аппарате полномочного представителя президента в ПФО.
В течение двух-трех лет оборонно-промышленный комплекс России должен локализовать в стране производство изделий и компонентов военного назначения. Такую цель перед органами власти поставил президент. Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич считает, что для решения задачи импортозамещения уже многое сделано самими предприятиями, холдингами, в которые они входят, Министерством промышленности и Военно-промышленной комиссией РФ. Однако режим санкций, введенный в отношении России, полагает полпред, дополнительно стимулирует отрасль в кратчайшие сроки решить все вопросы и перейти к максимальной локализации производства как комплектующих, так и финальных изделий для нужд оборонно-промышленного комплекса на территории России. «Это непростая задача. Нет ни одной страны мира даже среди наиболее развитых, которая всю оборонку делает на своей территории. Всегда существует международная, межотраслевая кооперация, — отмечает господин Бабич. — Однако мы по указанию президента такую цель ставим и постараемся максимально ее добиться и разместить на территории страны все производства — от максимально простых до самых высокотехнологичных». Для этого, говорит полпред, со стороны федеральных органов исполнительной власти необходима координация предприятий, причем в ручном, антикризисном режиме. «Мы понимаем, что такая работа простимулирует и науку, и промышленность, но самое главное — создаст все необходимые условия для нашей военной, оборонной независимости. Это крайне важная задача в военной, политической, экономической сферах. С точки зрения стратегии развития государства это сегодня абсолютный приоритет», — подчеркивает Михаил Бабич.
С ним соглашается заместитель председателя Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев: «Конечно, санкции — это очень неприятно, это проблема, потому что приходится менять тактику, сложившиеся раньше подходы. Но есть и хорошее. Мы слышим от коллег-промышленников, что растет загрузка предприятий заказами. С некоторыми они даже не справляются. С одной стороны, это тяжело, а с другой, это более приятная задача — решать проблемы объема выпуска нашей российской техники. Мы оцениваем это как положительный эффект от введения санкций».
По мнению заместителя министра промышленности и торговли РФ Александра Потапова, наиболее проблемной в вопросах импортозамещения является электронная компонентная база — «все остальное решается в штатном и отчасти в ручном режиме». Других системных проблем, считает господин Потапов, нет, а для решения этой есть ресурсы. «Они находятся в рамках действующих федеральных целевых программ. Есть соответствующая господдержка. Кроме того, есть и собственные средства предприятий. Надо учитывать, что объемы заказов будут расти, под это можно брать кредиты, и государство эти кредиты готово субсидировать», — говорит замминистра промышленности и торговли.
Олег Бочкарев считает, что решение задачи по импортозамещению сложных образцов техники может отложиться — «где-то придется потратить больше времени, чтобы подготовить элементную базу». Однако стратегия от этого не изменится. «Проблемы импортозамещения, реагирование нашего государства и промышленности на санкционную политику иностранных государств, безусловно, найдет отражение в новой госпрограмме вооружения на 2016–2025 годы, которая будет утверждена президентом в декабре 2015 года», — говорит господин Бочкарев. «Определенный набор вопросов может возникать у каждого предприятия, — отмечает Михаил Бабич. — Где-то цепочка не сложилась, где-то необходимо провести в ускоренном порядке стандартизацию, где-то нужны дополнительные средства и различные инструменты господдержки, и сейчас в ручном режиме эти средства перераспределяются на ту задачу, которую нужно решить. Это частные вопросы, и ничего критического, что бы ставило шлагбаум перед выполнением задач по импортозамещению, нет».
По мнению чиновников, несмотря на экономическую стагнацию, также нет причин и для снижения финансирования программы госвооружения. «Про снижение финансирования вопросов обороны и безопасности государства говорят давно, но президент ставит нам цели, и снижения финансирования не происходит. В моем понимании, этого не произойдет. Мы слишком много потеряли времени в 90-е годы и в начале 2000-х, когда государство переживало нелегкие времена. Сегодня мы «догоняем поезд». Установлены целевые показатели по доле современного вооружения и военной техники, сверстаны конкретные программы по разработке новых образцов, и они будут реализованы», — уверяет Олег Бочкарев. «Развитие оборонно-промышленного комплекса, содержание вооруженных сил и всей военной организации страны — действительно абсолютный приоритет, — соглашается Михаил Бабич. — Вопрос в том, готовы и способны ли предприятия эти деньги в указанные сроки освоить, поскольку объемы заказа увеличились на 20–30% от плана».
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что, несмотря на жесткие сроки, при условии правильной организации работы, решить задачу по импортозамещению вполне реально. Хотя, отмечает он, электронная компонентная база — действительно «самый узкий момент», поскольку у России были кооперационные связи по этому направлению с Украиной. Но они могут быть заменены в процессе сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, полагает эксперт. С ним не согласен аналитик центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов, который называет надежду на локализацию производства изделий ОПК за два-три года слишком оптимистичной. «Дело не только в электронике, в мире есть технологии, которых нет в России, чтобы запустить производство, нужно сначала их разработать. Это касается, например, производства станков, сплавов, материалов из углеволокна», — рассказывает эксперт. По мнению господина Фролова, поначалу власти попытаются найти аналогичную продукцию «в более приемлемых странах», а если не удастся, то будут стремиться наладить производство в России. Кроме того, полагает аналитик, есть риск того, что могут измениться и условия финансирования программы. «Были случаи, когда сдвигались сроки реализации тех или иных программ или вовсе закрывались, потому что менялись условия и обстоятельства», — говорит Андрей Фролов. Игорь Коротченко отмечает, что вопросы финансирования могут быть пересмотрены в сторону уменьшения, если введенные Западом санкции будут чувствительными для России. «При этом важно при любой ситуации обеспечить осуществление НИОКР и финансирование гособоронзаказа в части поставок серийной продукции. Важно обеспечить российскую армию оружием пятого поколения», — заключает эксперт.