«По крайней мере, в отстающих нас нет»
Интервью
В условиях санкций, стагнации экономики, перераспределения финансовых полномочий между регионами и муниципалитетами темп роста доходов бюджета Нижегородской области снижается. При этом регион готовится к проведению чемпионата мира по футболу, планирует увеличение объемов строительных работ и надеется, что оборонно-промышленный комплекс сможет поддержать экономику субъекта. Каким образом регион будет выполнять свои обязательства по федеральным и областным программам и удерживать заданные в прошлом году темпы, рассказывает вице-губернатор Нижегородской области Владимир Иванов.
— Судя по текущей ситуации, 2015 год будет для России непростым. В каких условиях верстался бюджет 2015 года? Каковы основные причины увеличения расходов? И какие у региона есть источники роста доходов? Как будет обеспечиваться сбалансированность бюджета?
— В этом году формировать бюджет было действительно крайне сложно. Во-первых, это связано с тем, что расходы, к сожалению, растут быстрее, чем доходы. Причем расходы эти являются обязательными, и не увеличивать их мы не можем. Я говорю о повышении заработной платы бюджетникам, увеличении отчислений в фонд Обязательного медицинского страхования на неработающее население, росте тарифов на коммунальные услуги, а также увеличении расходов региона на обслуживание госдолга, поскольку в 2014 году область привлекала кредиты. Таким образом, статья расходов в бюджете 2015 года выросла на 13 млрд руб. При этом собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета, по нашим прогнозам, увеличатся на 2,2 млрд руб., до 97,5 млрд руб.
Медленный рост доходов связан с рядом причин. Первая — общее замедление экономического роста в России до 2% в 2015 году, в Нижегородской области мы прогнозируем такие же показатели. Вторая — ряд решений, принятых федеральными органами власти, которые привели к снижению собственных доходов субъектов и увеличению расходов. Мы уже много говорили о введении консолидированных групп налогоплательщиков, ускоренной амортизации, в этом году добавился еще бюджетный маневр. Смысл последнего в том, что Госдума и правительство приняли решение снизить акцизы на нефтепродукты на 50%, из которых 72% зачислялось в бюджеты субъектов, 28% — в бюджет федерации. Теперь полностью все доходы от этого вида акцизов зачисляются в региональную казну, но повторюсь, что они уменьшились вдвое. И одновременно было принято решение увеличить налог на добычу полезных ископаемых, который зачисляется в федеральный бюджет. Это привело к росту цен на сырье внутри страны, нефтеперерабатывающие компании стали закупать его по более высокой цене, в том числе «Нижегороднефтеоргсинтез». Поскольку цена на бензин не выросла пропорционально, то упала рентабельность предприятий, снизилась прибыль, а вместе с ней отчисления по налогу на прибыль, который является источником формирования регионального бюджета.
Все это приводит к тому, что формируется дефицит в 10,8 млрд руб. Разумеется, мы должны сбалансировать бюджет. Поскольку есть статьи, расходы по которым мы обязаны увеличить, то появляются статьи, расходы по которым мы вынуждены сократить, чтобы удержаться в рамках предельно допустимого уровня дефицита — не более 15% собственных доходов и госдолга — не более 75% собственных доходов. В 2015 году мы урезаем расходы на деятельность бюджетных учреждений, аппарата госорганов и по некоторым программам — в целом на 4,5 млрд руб.
— Как сокращение акцизов на нефтепродукты на 50% отразится на доходах Нижегородского дорожного фонда и соответственно на финансировании строительства объектов инфраструктуры, например, борского моста?
— Минфин посчитал, что дорфонд, а значит, областной бюджет потеряет 1,7 млрд руб. Эта сумма для нас критичная и серьезная, поэтому мы стали работать с Министерством финансов, чтобы получить компенсацию. Губернатор лично встречался с президентом, а потом с руководителем Минфина, чтобы решить этот вопрос. В результате компенсация выпадающих доходов в 1,7 млрд руб. включена в проект федерального бюджета. Тем не менее областные власти продолжают вести переговоры с Минфином, чтобы получить положительное решение по еще одному вопросу — продление ранее полученного кредита для дорожного фонда из федерального бюджета в размере 3,4 млрд руб. на 20 лет под 0,1% ставки ЦБ. Если нам удастся это сделать, то регион не только сохранит объемы финансирования дорфонда, но и в результате увеличит объемы проведенных дорожных и строительных работ, потому что сохранение объема финансирования на уровне прошлого года приводит к снижению физических объемов работ выполненных в отрасли из-за инфляции.
— В следующем году все работники дошкольного образования будут получать зарплату не из бюджетов муниципалитетов, как это было раньше, а из региональной казны. Есть ли какие-то прогнозы, станет ли это последним изменением в межбюджетных отношениях между субъектами и городами, или федеральные власти готовят новые изменения в законодательство?
— Перераспределение полномочий между бюджетами субъектов и муниципалитетов началось в 2013 году, когда на регионы переложили финансирование здравоохранения, в 2014 году мы стали выплачивать зарплату воспитателям детских садов, в 2015 году зарплату из регионального бюджета будут получать все работники дошкольного образования. Расходы по этой статье вырастут на 6 млрд руб. Чтобы компенсировать потери, мы перераспределили часть доходов муниципальных образований в пользу областного бюджета, например, за счет снижения отчислений по налогу на доходы физлиц и выравнивания дотаций районам области. Но мы выравниваем доходы и расходы рубль в рубль, не ущемляя интересов городских округов и муниципальных образований.
Я не знаю наверняка, какие еще решения по перераспределению финансовой нагрузки может принять федеральное правительство, но ведутся разговоры о возможной передаче в 2016-2017 году финансирования культуры на уровень регионов.
— В этом году министерство финансов региона планировало разместить облигационный заем на 10 млрд руб., однако не сделало этого. С чем это связано и почему область привлекла кредиты в Россельхозбанке и Сбербанке на общую сумму 8,1 млрд руб.?
— Мы следим за рынком ценных бумаг, и в этом году его конъюнктура была неблагоприятной. Минфин сравнивал, что выгоднее: разместить ценные бумаги на пять лет или привлечь кредиты комбанков на три года — и пришел к выводу, что в текущих условиях взять заем в банке выгоднее. Тем более что ставки, по которым мы берем кредиты — 11,35% и 11,38% годовых, ниже рыночных 12%. Тем не менее до конца года мы будем отслеживать ситуацию на рынке ценных бумаг, и если она изменится, будем размещаться. Хотя, я полагаю, это маловероятно.
Еще один финансовый инструмент, который мы используем, — кредиты федерального бюджета. Это наиболее выгодно, поскольку они самые дешевые — ставка составляет 0,1% ставки Центробанка, и теоретически существует возможность их продления. Но на выдачу кредитов всем субъектам федерации в бюджете запланировано 120 млрд руб. — то есть в среднем по 1,5 млрд руб. на регион, и мы рады, что сумели привлечь из них 6 млрд руб. Хотя до конца октября у нас есть возможность получить еще один бюджетный кредит, который позволит погасить часть наших коммерческих займов и часть госдолга.
— К слову о ставках... В октябре на заседании правительства, во время обсуждения бюджета, губернатор дал поручение снизить кредитные ставки для муниципалитетов с текущих 1,23% до 0,1%. Как это отразится на областной казне?
— Эта сумма для областного бюджета некритична и, я бы даже сказал, незаметна. А вот для муниципалитетов она довольно существенная. За счет снижения кредитной ставки поступления областного бюджета в 2015 году уменьшатся на 2 млн руб. В то же время для муниципальных образований, в частности небольших сельских поселений, где могут появиться кассовые разрывы или не будет исполняться бюджет, кредит с такой ставкой — большое подспорье. Обычно за кредитами из областного бюджета обращается с десяток муниципалитетов в год. На эти цели закладывается около 100 млн руб.
— В представленном проекте областного бюджета на ближайшие три года региональный минфин планирует, что бюджет 2017 года будет профицитным. За счет чего планируется это сделать? И насколько реалистичен данный прогноз?
— Мы планируем, что к 2017 году регион перестанет наращивать госдолг и не будет привлекать новые заемные средства. Для этого не должен расти дефицит бюджета и должен появиться пусть небольшой, но профицит. Это значит, что бюджет будет очень жестким, и мы продолжим сокращать расходы по тем статьям, что и сегодня. Кроме того, по нашим подсчетам, увеличатся доходы областного бюджета и темпы роста доходов и расходов выравняются. Произойдет это за счет того, что инвестиционные проекты, которые реализуются в области, выйдут на полную мощность и перестанут пользоваться налоговыми льготами, которые получают сейчас по соглашению с правительством. Начнется отдача от этих вложенных инвестиций и преференций, предоставленных регионом.
Конечно, правительство ведет расчеты, исходя из текущих условий, если ситуация в экономике будет меняться, придется принимать решения и корректировать бюджетные показатели.
— В октябре на заседании правительства вы говорили, что драйвером роста экономики региона может стать оборонно-промышленный комплекс (ОПК). За счет чего?
— Сегодня увеличивается объем гособоронзаказа за счет того, что комплектующие, которые раньше закупались на Украине в больших объемах или в дальнем зарубежье, теперь будут производиться на территории России. Если в других отраслях еще только разрабатываются программы импортозамещения, то по ОПК почти все решения приняты. Предприятия ОПК, работающие на территории Нижегородской области, занимают большую долю в оборонном комплексе России и достаточно эффективно работали все время. У них высокий потенциал по разработкам новых видов техники и вооружений, а значит, заводы смогут получить большую долю ГОЗа. Уже сегодня многие предприятия жалуются, что им не хватает сотрудников для выполнения заказов, и открывают филиалы в районах области, чтобы набрать людей на производство. Со своей стороны власти региона могут помочь предприятиям ОПК получить гособоронзаказ, предоставить для этого помещения, земельные участки, помочь с подключениям к сетям, обучением специалистов. Это увеличит объемы производства, налоговые отчисления и поможет сбалансировать потери, которые могут возникнуть в других отраслях.
— Мы говорим о предоставлении предприятиям участков земли, а с марта 2015 года право распоряжаться неразграниченными землями по решению федеральных законодателей передано на уровень муниципалитета. Как это может отразиться на ситуации с землей в регионе, если основные объекты и участки, интересные для инвесторов, проданы?
— Если раньше решение о том, как будет использоваться неразграниченный земельный участок, принималось областью, а доходы от его реализации шли в муниципалитет, то теперь и полномочия переданы на местный уровень. Тут есть один нюанс. Нужно понимать, что решения будут принимать органы МСУ второго уровня, если мы говорим о районах, то это сельсоветы. При этом выделение земельных участков — очень сложный процесс: нужно проверить несколько раз его границы, понять, не заходит ли он на федеральные земли, проверить наличие прав третьих лиц, правильно оформить участок, поставить его на кадастровый учет. В вопросах, связанных с землей, половина спорных. У правительства региона есть опасения, достаточно ли на уровне муниципалитетов специалистов, которые справятся с этой работой, если даже на уровне региона их не всегда хватает, поскольку объем работы очень большой. Глава района может из благих целей принять решение и предоставить земельный участок инвестору, не зная, что кто-то из сотрудников по ошибке не так где-то поставил запятую в подготовленных документах. Это приведет к судебным тяжбам, которые будут длиться годами, и инвестор из района уйдет.
У региона есть право до конца года принять закон, который не затронет Земельный кодекс, но связан с законом о передаче полномочий, и прописать возможность участия областного правительства в решении вопросов с землей. Я поручил профильному министерству внимательно изучить поправки к Земельному кодексу и сообщить, что оно считает целесообразным оставить на уровне муниципалитета, а что передать на областной.
— Если говорить о строительстве в регионе. По прогнозам минстроя, объемы выполненных работ в 2015 году увеличатся. За счет чего это произойдет?
— В строительной сфере драйвером роста станет подготовка к проведению чемпионата мира по футболу. Будет строиться очень много объектов инженерной инфраструктуры, объектов тепло- и водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, начнется строительство метро, причем с очень большим объемом финансирования — в первый год сразу более 3 млрд руб. Продолжится строительство борского моста. Очень серьезные объемы выделяются нам на дорожные работы в рамках подготовки к чемпионату мира, которые будут направлены на строительство дорог-дублеров, дороги в аэропорт, развязок. Естественно, эти проекты подтянут за собой и другие отрасли. Кроме того, будет реализован завершающий ударный этап программы по строительству детских садов — мы должны закончить все работы по ней в следующем году и решить проблему очередности в детские сады.
— Не могу не спросить про мост в Подновье. Недавно появились противоречивые сообщения сначала о том, что проект заморожен, потом, что все-таки будет реализован. Что там происходит на самом деле?
— Подчеркну, что речи об отказе от реализации проекта по строительству моста в Подновье не идет. На данный момент мы приостановили работу с Внешэкономбанком. Почему нам пришлось это сделать? Готовилась транспортная модель проекта, разрабатывалась конкурсная документация. Учитывая введенные санкции, мы стали сомневаться в том, что сможем, как планировали, провести международный конкурс и привлечь внешние заимствования. В текущих условиях банк и правительство региона не видят необходимости проводить конкурс и тратить средства, потому что если инвестор не будет найден, то конкурс нужно будет проводить еще раз и, скорее всего, уже в изменившихся политических и экономических условиях, значит, придется корректировать и конкурсную документацию, снова потратив деньги.
Но мы продолжаем работу с федеральными органами власти. Правительство рассматривает нашу заявку на предоставление средств для строительства подходов к мосту. Мы обосновываем необходимость получения финансирования, наши документы рассматриваются, делают замечания, мы их устраняем и отправляем снова. Работа ведется.
— В этом году Нижегородская область наряду с другими регионами ПФО стала участником пилотной госпрограммы перевода общественного транспорта на газомоторное топливо. Что сейчас делает регион и федерация для реализации этой программы?
— Нижегородская область программу разработала, и она уже прошла согласование в Минтрансе. Основной участник программы в регионе — Нижний Новгород. На данный момент ведется приемка документов на предоставление софинансирования из федерального бюджета, чтобы мы начали закупку автобусов на газомоторном топливе. Уже выбраны площадки и определены специализированные организации Газпрома, которые будут строить заправочные станции. Я думаю, что основной этап реализации программы начнется в 2015 году. Хотя первые средства на покупку автобусов заложены в областном бюджете на 2014 год. Мы в курсе, как проходит реализация программы в других субъектах, обмениваемся информацией, вместе присутствуем на совещаниях. По крайней мере, в отстающих нас нет.