ЛУКОЙЛ хочет моратория на тарифы монополий
транспорт
ЛУКОЙЛ предложил правительству ввести мораторий на рост тарифов естественных монополий на 2015 год, объяснив это падением цен на нефть и негативным влиянием санкций на бизнес. В транспортных монополиях, которым уже замораживали тарифы в 2014 году, идею ЛУКОЙЛа ожидаемо раскритиковали.
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов предложил вице-премьеру Аркадию Дворковичу ввести мораторий на рост тарифов естественных монополий (ОАО РЖД, "Транснефть") и портовых сборов, сообщил вчера "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с содержанием письма. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, подтверждают эту информацию. Заморозка тарифов, по мнению господина Алекперова, поддержит нефтегазовый сектор РФ в условиях санкций. Глава ЛУКОЙЛа отметил также падение цен на энергоносители: за последний месяц цена за баррель снизилась на 15%, котировки на ряд нефтепродуктов упали до $180 за тонну. По его прогнозу, это ведет к дальнейшему падению цен на нефть до $70-80 за баррель. По данным источника "Интерфакса", Минэнерго, Минэкономики и ФСТ получили распоряжение проработать инициативу к совещанию по поддержанию нефтедобычи в РФ, которое состоится 11 ноября.
В 2013 году государство уже заморозило тарифы монополий на 2014 год и ограничило их рост в 2015-2016 годах уровнем, близким к инфляции. Монополии пытались бороться с заморозкой, но успеха в этом пока добилось лишь ОАО РЖД: государство согласилось повысить тарифы компании в 2015 году сразу на 10% (итогового решения еще нет).
В ОАО РЖД от комментариев отказались, но источник, близкий к компании, не исключил, что письмо ЛУКОЙЛа направлено "на всякий случай: вдруг государство согласится оказать какую-то поддержку". Но принципиальное решение об индексации железнодорожных тарифов на 10% принято, и его отмена грозит убытком ОАО РЖД, чего нельзя сказать о ЛУКОЙЛе, считает он, монополия не должна "расплачиваться" за компанию, которая не захеджировала свои валютные риски.
По словам представителя "Транснефти", компания "удивлена" предложением ЛУКОЙЛа. Он отметил, что экспортная выручка ЛУКОЙЛа — валютная, а тарифы "Транснефти" — рублевые и индексируются лишь на 90% от инфляции. В ЛУКОЙЛе и других нефтекомпаниях от комментариев отказались.
ЛУКОЙЛ не единственная компания, которая просит сдержать рост тарифов. Такие письма в сентябре--октябре писали металлурги, угольщики, производители удобрений: бизнес говорил о негативных последствиях роста тарифов выше инфляции.