Довольно делегатный вопрос
Мэрам не дали право формировать земсобрания из своих депутатов
Главы городских поселений Прикамья попытались пролоббировать поправку в закон о реформе МСУ, предполагающую формирование представительных органов муниципальных районов путем делегирования в них глав и депутатов поселений. По мнению глав, это обеспечило бы максимальное взаимодействие районов с поселениями, а также снизило конфликтность в территориях. Но данная инициатива не нашла поддержки у депутатов, посчитавших, что главы поселений «должны исполнять закон, а не писать его под себя».
Вчера в краевом парламенте состоялось заседание рабочей группы по рассмотрению поправок и предложений в законопроект «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края», внесенный в заксобрание советом глав муниципальных образований Прикамья и принятый в первом чтении на октябрьской «пленарке» краевого парламента. Рабочая группа рассмотрела 35 из 46 поправок и предложений, поступивших от депутатов, глав и представительных органов городов и районов, семь поправок было принято, 14 отклонено, остальные либо учтены, либо сняты авторами с рассмотрения. Сам законопроект был рекомендован к принятию во втором чтении.
Напомним, вокруг вопроса реформирования системы местного самоуправления в регионе развернулась настоящая борьба: в заксобрание поступило пять альтернативных законопроектов. Четыре инициативы были подготовлены депутатами Алексеем Бурнашовым, Ильей Шулькиным, Алексеем Луканиным и фракцией КПРФ. Их общий тренд — прямые выборы в городах и районах. Совет глав муниципалитетов Прикамья предложил систему, согласно которой глава должен возглавлять представительный орган власти, а администрацию — нанятый по контракту сити-менеджер (в муниципалитетах с численностью населения свыше 10 тыс. человек). В поселениях с численностью до 10 тыс. человек глава одновременно возглавляет и администрацию, и представительный орган. Именно этот вариант, подготовленный при непосредственном участии администрации губернатора, был поддержан большинством депутатов законодательного собрания.
При рассмотрении поправок в принятый в первом чтении законопроект наибольшую дискуссию вызвала поправка, инициированная палатой городских поселений, предполагающая формирование представительных органов территорий путем делегирования в них глав и депутатов городских и сельских поселений. Зампредседателя палаты городских поселений — глава Добрянки Сергей Окулов пояснил, что такой принцип формирования представительных органов обеспечивает максимальное взаимодействие районов с городскими и сельскими поселениями и снижает конфликтность на территориях. Владимир Мокрушин, глава Очерского района — единственной территории Прикамья, где земсобрание формируется именно по такому принципу, в качестве аргумента в его пользу привел посещаемость депутатами пленарных заседаний. «До 2009 года у нас были прямые выборы и заседания посещали девять-десять из 15 избранных депутатов, сейчас, когда земское собрание формируется путем делегирования глав и депутатов поселений, посещаемость стопроцентная», — отметил господин Мокрушин.
С этим согласился депутат Илья Шулькин, в его варианте законопроекта был прописан именно такой способ формирования земсобраний. «Данная поправка, на мой взгляд, централизует власть, поэтому она вполне в идеологии принятого в первом чтении закона», — отметил парламентарий. Однако его коллеги сочли аргументы «про явку на заседания» не совсем убедительными. «Это проблема политической культуры избранных депутатов», — отметил Равкат Разутдинов, предложив воздержаться от принятия данной поправки. Глава фракции КПРФ Ксения Айтакова заметила, что главы городских и сельских поселений «должны исполнять закон, а не писать его под себя». По словам Ирины Сальниковой, председателя департамента муниципальных правовых актов администрации губернатора, по такой схеме пытался работать Усольский район, но там от нее отказались. «Кроме того, принцип делегирования был прописан в одном из альтернативных законопроектов, который не был поддержан депутатами», — подчеркнула госпожа Сальникова. В итоге данная поправка не была принята рабочей группой.
Не получили поддержки и поправки, предполагающие наделение глав территорий полномочиями глав администрации. «Нам оставят прямые выборы, но при этом практически повсеместно введут сити-менеджеров», — посетовал Игорь Малых, спикер земсобрания Краснокамского района.
Ряд поправок касался продолжительности переходного периода, в течение которого муниципалитеты должны будут привести свои уставы в соответствие требованиям нового закона. Фракция «Единая Россия» предложила установить срок в пять месяцев, депутат Вадим Чебыкин советовал вообще уйти от каких-либо временных рамок, уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина предлагала продлить время на правку уставов до шести месяцев и т.д. Но в ходе голосования рабочая группа остановилась на предложении единороссов. В случае принятия законопроекта в окончательном чтении в декабре муниципалитетам придется привести свои уставы в соответствие к началу мая. По мнению Юрия Борисовца, лидера парламентской фракции «Единой России», своей поправкой они дают возможность муниципалитетам самим определиться со способом избрания глав. «Та же Пермь, где на протяжении последних нескольких лет не утихает дискуссия о возвращении прямых выборов мэра, может их сейчас получить путем внесения изменений в устав города», — считает парламентарий.