"Основное достижение власти в России – это создание абсолютно монопродуктовой экономики"

Андрей Мовчан: "Я скажу совсем не то, что говорят все. Примерно с 2000 года по 2007 год доллар США упал к евро примерно в два раза. Никто из нас этого не боялся, никто в Америке и даже в Европе этого не боялся. За прошедшие несколько месяцев евро к доллару упал примерно на 25%, и этого никто снова не заметил. Этого тоже никто почему-то не боялся. Никто не говорит о том, что Европа находится на грани хаоса и краха, никто не обвиняет в этом Украину или действия европейских властей.

Достаточно высокая инфляция естественным образом разгонялась нашими монополиями, потому что у нас монополистическая экономика: "Газпром", РАО "ЕЭС России", "Роснефть", "Транснефть" и так далее диктуют уровень эффективности экономики. И мы знаем, что он очень низкий. Все эти монополии очень неэффективны. Мы потребляем на $1 ВВП энергии в четыре раза больше, чем Япония или Германия. И это вызывало высокую инфляцию рубля. На фоне высокой инфляции рубль к доллару падал очень слабо".

Андрей Мовчан: "Вы помните время, когда рубль с, условно, 33 после кризиса 1998 года в 2000 году был, дошел до 23 к доллару в 2007, при том, что наша инфляция была двузначная, а инфляции доллара почти не существовало. Это значило только то, что резинка напряжения между рублем и долларом растягивалась. Любой человек, который заканчивал 3 класса школы, понимает, что если в одной валюте инфляция идет, а в другой нет, то валюта должна дешеветь, а рубль дорожал. Напряжение на валютном рынке накапливалось. Накапливалось, потому что мы получали нефтедоллары от продажи большого количества нефти и газа, много долларов привозили в страну, их надо было реализовывать на рынке, они создавали избыточное предложение долларов, и это позволяло удерживать высокий курс рубля. В конце концов праздник кончился".

Андрей Мовчан: "За 15 лет нам с некоторыми допущениями, округлениями удалось создать экономику, которая делает только один продукт на экспорт, и вся целиком на это живет. Год назад, — не будем брать сегодняшний наш ВВП, который будет очень плохо выглядеть, — у нас примерно 30% ВВП — это экспорт нефти, еще примерно 10-12% это внутреннее потребление нефти и газа. И скорость обращения денег почти три. Это значит, что мы получаем с вами $550 млрд за продажу нефти и газа. Скорость обращения — три, значит, они трижды обращаются у нас за год внутри экономики, значит из $2 млрд где-то 1,5-1,6 — это чистый продукт обращения нефтегазовых денег. А все остальное — с учетом того, что у нас достаточно высокая энергетика, высокие расходы государства, все остальное это то, что почти меньше, чем на Украине и точно меньше на душу населения, чем на Украине. Это все не зависит от нефти и газа. Вот это наша реальная экономика".

Вся лента