Арест забрал родителей
Суд оставил под стражей всех фигурантов дела об «игорной мафии»
Вчера Ленинский районный суд Саратова подтвердил законность помещения под стражу одной из фигурантов уголовного дела об «игорной мафии» Натальи Усановой. Мать-одиночка была помещена под стражу 20 октября, поскольку не смогла явиться на предварительное слушание из-за болезни несовершеннолетней дочери. Защита подозреваемой считает факт помещения женщины под стражу давлением на подозреваемую, поскольку две ее дочери остались без надзора. Аналогичная ситуация и у семьи Курышевых. Уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Юлия Ерофеева считает, что, пока суд не признал матерей виновными, дети должны быть с ними.
Ленинский районный суд Саратова оставил под стражей всех фигурантов уголовного дела о так называемой «игорной мафии», в том числе и мать-одиночку Наталью Усанову. Как сообщил „Ъ“ адвокат обвиняемой Евгений Малюгин, судья Ольга Плетнева не усмотрела оснований для отмены своего же решения от 20 октября. Адвокат просил отпустить свою подзащитную под домашний арест в связи с тем, что та находится на больничном. Сейчас защита подала апелляционную жалобу на решение о заключении под стражу в Саратовский областной суд, но она пока не принята к рассмотрению.
У госпожи Усановой остались на свободе двое несовершеннолетних детей. Решение взять под стражу 18 человек, проходящих в качестве подозреваемых по уголовному делу, было принято судьей 20 октября на предварительных слушаниях. До этого под арестом находились только 10 подозреваемых. Изначально лишь Наталья Усанова была под домашним арестом, остальные — под подпиской о невыезде.
Следствие по резонансному делу о так называемой «игорной мафии» тянется уже более двух лет. Как писал „Ъ“, группу, управляющую, по версии следствия, сетью игорных заведений, задержали 7 августа 2012 года. Как сообщали правоохранители, была пресечена деятельность 20 игорных заведений, расположенных на территории Саратова и Энгельса. Как сообщало следствие, преступная группа, по мнению силовиков, образовалась в марте-апреле 2011 года. В августе того же года, полагает следствие, обвиняемые занимались организацией и проведением азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровых зон, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет, средств связи, с незаконным использованием объектов авторского права. В конце сентября 2012 года фигурантам дела добавили обвинение, связанное с организованной преступной деятельностью. Подозреваемым вменяют п. п. «а, б» ч. 2 ст. 171.2 УК РФ («Незаконные организация и проведение азартных игр, совершенные организованной группой, сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере»), п. п. «б, в» ч. 3 ст. 146 УК РФ («Нарушение авторских прав»), ч. 1 ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»), в отношении девяти — по ч. 2 ст. 210 УК РФ («Участие в преступном сообществе»). Все дела объединены в одно производство. Следствие считает, что доход от преступной деятельности составил не менее 105 млн рублей.
Генеральным директором компании «РИЦ», которую следствие и считает организованной преступной группой, являлся Максим Гендляр, Наталья Усанова — его заместителем. Адвокаты утверждают, что дело сфальсифицировано, а оборудование, квалифицированное следствием как игровые автоматы, на самом деле является платежными терминалами (подтверждено рядом независимых экспертиз. — „Ъ“). Кроме того, обвиняемые утверждают, что программа, используемая терминалами, создана фирмой «РИЦ», а не незаконно позаимствована у неких правообладателей.
20 октября состоялось предварительное слушание по уголовному делу, однако Наталья Усанова не смогла на него явиться. Ее адвокат Евгений Малюгин на прошедшей на днях пресс-конференции заявил, что его подзащитная не явилась из-за болезни четырехлетней дочери, о чем она известила суд и попросила отложить рассмотрение дела до выздоровления ребенка. В ответ на это гособвинитель заявил об изменении меры пресечения в связи с отказом госпожи Усановой явиться в суд без уважительной причины, а также попросил изменить меру пресечения всем подозреваемым. Суд счел, что законных оснований отсутствия Натальи Усановой не было, и принял решение о помещении ее в СИЗО. Со слов адвоката, женщину забрали из дома и доставили в изолятор, при этом, подчеркнул господин Малюгин, нет никаких бумаг о том, на чье попечение были переданы ее дочери шести и четырех лет. Отметим, именно из-за наличия у матери-одиночки несовершеннолетних детей ранее суд принял решение не заключать госпожу Усанову под стражу. Евгений Малюгин утверждает, что за 1,5 года она ни разу не нарушила правил нахождения под домашним арестом.
Напомним, в июне 2013 года Наталья Усанова обращалась к уполномоченному по правам ребенка в РФ Павлу Астахову в связи с тем, что следствие пыталось изъять у нее детей, объясняя это якобы неспособностью обвиняемой следить за ними. После вмешательства омбудсмена действия следователей в этом направлении прекратились.
Остался без опеки и восьмимесячный ребенок супругов Курышевых, также помещенных под стражу 20 октября и находившихся ранее под домашним арестом. «Что должен совершить человек, чтобы его детей оставили без присмотра? Люди никого не убили, их обвиняют в экономических преступлениях. Никаких нарушений ни один из тех, кому изменили меру пресечения, не допустил. Я рассматриваю это как давление на фигурантов», — заявил Евгений Малюгин.
Под стражей оказался также Алексей Горбунов, страдающий заболеванием легких, наличие которого, согласно постановлению правительства РФ, препятствует нахождению в СИЗО (отпущен под домашний арест в январе 2013 года. — „Ъ“).
Уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Юлия Ерофеева говорит, что уже обращала внимание на положение госпожи Усановой ранее и ее мнение не изменилось: дети должны быть с матерью. «Пока нет решения суда, не установлено даже, виновна она или нет. Когда речь идет о детях, ко всему, что связано с лишением свободы, я отношусь крайне негативно. Насколько я знаю, оснований считать Наталью Усанову плохой матерью нет, значит дети должны быть с ней, а она не должна находиться под стражей», — заключила госпожа Ерофеева.
Выяснить судьбу детей арестованных фигурантов «игорной ОПГ» в органах опеки и попечительства Саратовской области „Ъ“ вчера не удалось.