"Прогнозы ОПЕК никогда не оправдываются"
Мировой спрос на энергоносители вырастет на 60% к 2040 году. По прогнозу экспертов ОПЕК, в будущем наиболее потребляемыми источниками энергии станут уголь и газ, в то время как нефть постепенно перестанет быть основным энергетическим ресурсом мировой экономики. Партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой.
— Прежде, чем обсуждать такие долгосрочные планы, хотелось бы краткосрочные с вами обсудить, что касается цен на нефть ближайших. Газета "Коммерсантъ" вышла с большой статьей о том, что до середины 2015 года, как ожидается, цены не будут расти, и в этом, в частности, виновата Саудовская Аравия, которая отказывается снижать объемы добычи. Как вы можете это прокомментировать, действительно ли это может произойти, что это означает для российской экономики?
— Комментировать цены — это последнее дело для аналитика, но насчет того, что Саудовская Аравия не желает снижать свою добычу, это верно. В данном случае речь идет о дисциплине внутри картеля ОПЕК. Если Саудовская Аравия снизит свои цены, снизит добычу, то ее рыночную нишу поспешат занять другие члены ОПЕК, а этого ей очень бы не хотелось. Именно поэтому она сейчас, во-первых, если и снижает добычу, то очень незначительно, а во-вторых, старается сохранить свои ниши на рынке путем предложения некоторых дисконтов на существующие цены.
— Сейчас это основной фактор, почему стоимость нефти снижается?
— Нет, сейчас основной фактор — это соотношение спроса и предложения. Предложение у нас сейчас избыточное, а спрос, как мы видим, не растет. Во-первых, Китай перестал закачивать излишки нефти в свои стратегические хранилища, у него больше не построено хранилищ для того, чтобы еще больше накопить нефти. Во-вторых, в США резко снизилось потребление нефти из-за того, что газ идет вперед, и повысилась добыча нефти, соответственно, снижается экспорт. В других частях света примерно ситуация такая же: спрос понижается, а предложение остается прежним.
— Как вы считаете, как долго может сохраняться эта ситуация?
— Здесь предсказать тоже ничего нельзя, но у меня такое впечатление, что сейчас цены достигли примерно дна, я предсказывал его где-то $85-90, мы видим сейчас $82. Дно нащупано, не исключено, что это может продолжиться несколько месяцев, хотя это все равно, что гадать на кофейной гуще.
— Но говорить о том, что это надолго, не приходится сейчас, может выправиться ситуация в следующем году, есть какие-то предпосылки для этого?
— Предсказать невозможно, но то, что делает ОПЕК со своими прогнозами, возникает сразу два подозрения: первое — невозможно прогнозировать ничего до 2040 года, как они делают, и второе — сомнения вызывает само авторство, поскольку ОПЕК обычно издает такие прогнозы, которые никогда не оправдываются, они продиктованы сиюминутной конъюнктурой, а не какими-то реальными расчетами на будущее.
— Вы уже начали говорить о нашей второй теме, прогноз до 2040 года, вы считаете, что вообще в принципе предсказать что-либо невозможно, говорить о том, что снизится потребление нефти, насколько снизится, просчитать нереально сейчас?
— Потребление нефти может несколько снизиться, хотя я не думаю, что это будет значительно на такую далекую перспективу. Нефть нужна и для нефтехимических производств, а не только как топливо для автомобилей, хотя оно там очень сильно используется. Что касается общего прогноза по ценам, то я думаю, что нефть должна несколько дорожать по очень простой причине: добывать ее становится сложнее и сложнее. Если уж мы видим скважины в открытом море на глубине моря 3 км, то цена таких скважин и цена добытой оттуда нефти, не говоря уже о будущей нефти из Арктики, зашкаливает за все возможные пределы, так что цена на нефть, в конце концов, должна повышаться.
— Может быть, вы назовете диапазон, до какого уровня она может упасть и до какого вырасти в ближайшее время?
— Упасть, я думаю, вряд ли ей сейчас суждено, хотя вы понимаете, что гадать — это невыгодное дело.
— Тем не менее, всегда же есть пессимистичные прогнозы, оптимистичные прогнозы.
— Пессимистичные прогнозы: кто-то говорил на счет $70, уже из нескольких источников это слышно, что до $70 еще способны продержаться члены ОПЕК, которые накопили у себя значительные денежные ресурсы, для того, чтобы предотвратить возможность новых арабских революций в том же Персидском заливе. А что касается верхнего предела ценового коридора, я думаю, что здесь можно судить о примерно $150, после чего потребители начнут активнее переходить на другие заменители нефти в качестве энергоносителей. Где-то в этом коридоре нефть и должна оставаться.