Гражданам не до протестов
Даже с экономическими требованиями готовы выступить лишь 12%
Граждане готовы к акциям протеста скорее в защиту уровня жизни и своих прав, чем с политическими требованиями, выяснил "Левада-центр". Хотя и этот показатель держится фактически на минимальном уровне — принять в участие в таких акциях потенциально готовы 12% россиян. В РФ отсутствует традиция "распространения протестных настроений", отмечают эксперты, а из-за напряженной международной обстановки россиянам трудней искать виновных в социальных проблемах внутри страны.
Как выяснил "Левада-центр", "вполне возможными" митинги с политическими требованиями сейчас считают 12% респондентов. Участвовать в них "скорее всего, готовы" 8% опрошенных. Это один из самых низких показателей за последние годы. "У людей нет желания выходить на протестные акции, мотив — "сейчас не время"",— заявил "Ъ" заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин. После киевского Майдана отношение к протестам ухудшилось, и большую часть сознания заняло беспокойство из-за военного конфликта на Украине, говорит он: "Страх войны отбивает все прочие страхи и опасения".
Такое отношение касается всех видов протеста. Так, акции с социально-экономическими требованиями сейчас не исключают 17%, а готовы в них участвовать 12% респондентов. При этом практически в рамках статистической погрешности (3,4%) вырос уровень готовности к протестам (см. график). "Кажется, взгляд на внешнеполитическую ситуацию и санкции против России компенсируют начинающиеся негативные вещи вроде роста цен. Масса работников не видит виновных внутри страны. Народ не понимает, против кого бунтовать: против Обамы глуповато проводить акции протеста",— заявил "Ъ" секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков.
По сравнению с первым полугодием начинает увеличиваться уровень сокращений на рабочих местах, но он пока "не достиг высоких значений", говорит Александр Шершуков. Задолженность по зарплатам также "остается на низком уровне --2,5 млрд руб. по сравнению с 4,5 млрд руб. в период кризиса в 2009 году". Поэтому и число "приостановок работы" на производстве не растет. При ухудшении экономической ситуации в РФ "практически не фиксируется никаких активных социальных протестов", заявил "Ъ" директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. По его словам, "либо общество пришло в состояние полной апатии, либо те формы протеста, которые мы видели раньше, теперь воспринимаются как неэффективные и общество ищет новые формы".
Заведующий кафедрой методологии науки социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета Анна Очкина считает, что в России не сложилась практика солидарных, настойчивых и длительных протестов и можно фиксировать лишь вспышки протестной активности, как, например, было в конце 2011 года. "Нет у нас и распространения протестных настроений из одних регионов в другие или между разными социальными группами",— говорит госпожа Очкина.