Активная поза
Закончился "Медиаудар" на ArtPlay
Фестиваль современное искусство
Организаторы фестиваля активистского искусства "Медиаудар" в этом году решили отказаться от показа искусства в пользу лекций, дискуссий и перформансов. АЛЕКСАНДРА ШЕСТАКОВА приняла посильное участие в строительстве сообщества без лидеров.
Первые зрители третьего фестиваля активистского искусства "Медиаудар" не увидели ни одной работы на стенах. Посреди двухэтажного малого зала ArtPlay стояли сдвинутые деревянные ящики, на них расположился фримаркет, где любой желающий мог оставить или унести себе домой все, что угодно. Постепенно он начал расползаться по нижнему этажу малого зала ArtPlay, как мох, заполняющий собой все доступное пространство. В основном туда попадали отягощающие шкафы старые вещи или случайные покупки с блошиных рынков. Идея обмена настолько увлекла участников фестиваля, что в его последний день они начали публично обмениваться одеждой, стоя на столе для фримаркета, как на подиуме.
На втором этаже расположилась свободная кухня, где каждый вечер кто-то что-то варил или жарил, и небольшая комната, где можно было переночевать, а также "мастерская", в которой, как предполагалось, любой желающий мог создать произведение активистского искусства. Такой возможностью нельзя было не воспользоваться, но большинство предпочитало приносить на фестиваль уже готовые работы. Например, скульптор и участник арт-группы "Это не здесь", устроителя выставок в окнах, Андрей Митенев повесил посреди зала игрушечные бомбы как напоминание о том, что война всегда рядом.
В этом году создатели фестиваля решили отказаться от формата выставки в пользу лекций, дискуссий, перформансов и наглядной демонстрации того, что модель сообщества без лидера, где каждый может высказать собственное мнение, придуманная активистами разнообразных "оккупаев", работает. Разговоры о необходимости совместно создавать произведения искусства, а не показывать их, велись еще со второго, прошлогоднего "Медиаудара". Идея, правда, не новая. Два года назад восхищенный опытом "оккупайцев" куратор Артур Жмиевский пригласил активистов участвовать в 7-й Берлинской биеннале современного искусства, а позже отказался от кураторства, передав управление в руки ассамблеи (правда, сделал он это за неделю до закрытия биеннале).
В отличие от Берлинской биеннале важной частью "Медиаудара" было участие зрителей в процессе создания произведений искусства. Порой их вовлеченность приводила к непредсказуемым результатам. Например, перформанс Яны Сметаниной, во время которого художница поднималась до середины лестницы, после чего ее сталкивал вниз мужчина в пиджаке, завершился неожиданным образом: мужчину столкнула с лестницы активистка Татьяна Сушенкова. По ее словам, она не смогла больше терпеть такого. И все же желающих вмешаться в ход фестиваля было не так уж много. "Если вы незнакомы с 80% инициативной группы, вы здесь не очень желанный гость. Некоторые люди делают работы на фестивале, но это все равно свой круг, своя тусовочка. Это не вообще все арт-активисты. Все остальные не придут, потому что они не очень понимают зачем и почему. Пиара в хорошем смысле здесь тоже не хватает. Кроме того, обсуждается тысяча проблем, но ни одна из них не является ключевой",— прокомментировал в интервью "Ъ" мероприятие активист Greenpeace Александр Новиков.
В результате фестиваль активистского искусства получился довольно эскапистским: уже ставшие традиционными для фестиваля ежегодные внутренние ссоры (в этом году — конфликт инициативной группы фестиваля по поводу взглядов нескольких участников квир-секции с ее организатором активисткой Серым Фиолетовым) все сильнее напоминали стороннему наблюдателю борьбу кучки скорпионов в банке. Выйти за пределы уютного малого зала ArtPlay художникам удалось лишь однажды — ночью Матвей Крылов написал на улицах Москвы цифры 319 (в память о статье УК РФ "Оскорбление представителя власти"), а реальные проблемы, требующие высказывания, вроде митинга, посвященного реформе здравоохранения, проходившего одновременно с фестивалем, были попросту проигнорированы. Расширить круг посетителей "Медиаудару" удалось лишь один раз — во время аукциона в поддержку "узников Болотной площади", собравшего 143 тыс. руб.