Потонувшие в долгах
Дисбаланс доходов и расходов стал серьезной проблемой для муниципальных образований. Не имея достаточного количества инструментов для привлечения средств, муниципалитеты вынуждены исполнять свои обязательства перед жителями. В итоге их задолженность растет год от года, и даже новые местные сборы уже не могут кардинально улучшить ситуацию.
В сентябре, выступая на Сочинском инвестиционном форуме, министр финансов России Антон Силуанов сообщал о планах введения субъектами федерации сборов с торговых площадей, общепита, такси, а также туристического сбора. Идею поддержал премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Новый сбор будет введен вместо налога с продаж — от последнего кабинет министров пока отказался. За счет сборов бюджеты регионов могут получить в общей сложности до 70 млрд руб. в год. Что, впрочем, не решит глобальной проблемы с бюджетной задолженностью.
Находка для региона
По оценке Министерства экономического развития РФ, дефицит консолидированных бюджетов субъектов России к 2017 году должен сократиться до 0,8% ВВП против 1% в 2013 году. Но при этом государственный долг региональных бюджетов (кредитным организациями и бюджетам более высокого уровня) возрастет с 2,5% до 5,5% ВВП. То есть снижение госдолга субъектов даже не планируется.
На рынке внутреннего долга сложилась сложная ситуация. "В настоящее время в качестве инвесторов остались в основном наши банки, которые покупают облигации. Поэтому и объем ресурсов, который мы планируем взять с внутреннего рынка, был сокращен с 809 млрд до 459 млрд руб., с поправками в Закон о бюджете, которые мы внесли весной текущего года",— говорит министр финансов Антон Силуанов.
В большей части регионов финансовое положение подорвала необходимость реализации "майских указов" президента, потребовавших существенного увеличения расходов на зарплаты работникам бюджетной сферы. К примеру, в Республике Коми с начала года госдолг увеличился на 10 млрд руб. За несколько месяцев количество заимствований увеличились на треть и составило 28 млрд руб. Госдолг Саратовской области по данным на 1 сентября составляет 44,32 млрд руб. По сравнению с августовским показателем он сократился ровно на 1,5 млрд. Долг перед кредитными организациями оценивается в 23,3 млрд, перед государством — в 22,8 млрд руб.
В середине августа правительство РФ пообещало частично облегчить долговую нагрузку регионов: из государственного бюджета регионам должно быть дополнительно выделено 150 млрд руб. на погашение кредитов перед банками и долгов по государственным ценным бумагам.
Но условия получения этой субсидии очень строгие. Во-первых, у субъекта федерации должна быть сформирована долговая политика на ближайший финансовый год. Во-вторых, средства не должны тратиться на цели, не входящие в компетенцию госорганов в регионе. В-третьих, зарплата госслужащих в регионе не может превышать уровень, определенный правительством. В-четвертых, власти должны удержать дефицит регионального бюджета на уровне, утвержденном на 2014 год, и снизить его к 2017 году до 10% от суммы доходов региональной казны. Кроме того, субъекты должны будут согласовывать с Минфином РФ все изменения в бюджете, которые могут повлиять на его дефицит. Соглашаясь на получение новой субсидии, региональные власти также обязуются к 2017 году снизить долю долговых обязательств по кредитам и ценным бумагам до уровня 50% от доходов бюджета.
Правительство РФ пообещало частично облегчить долговую нагрузку регионов: из государственного бюджета регионам должно быть дополнительно выделено 150 млрд руб.
Плата за пользование таким бюджетным кредитом составит 0,1%. Если средства уйдут на ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, то кредит будет беспроцентным. В правительстве рассчитывают, что таким образом удастся поддержать региональные бюджеты и повысить эффективность управления финансовыми ресурсами.
Надо признать, что дополнительные 70 млрд руб. от сборов с бизнеса не исправят радикально ситуацию с задолженностью региональных бюджетов. А неизбежный рост цен, спровоцированный введением сборов, в целом негативно скажется на платежеспособном спросе.
Директор Института региональных проблем РФ Дмитрий Журавлев считает, что в бедных регионах, где нужно латать бюджет и население бедное, бизнесу просто нечем платить этот сбор. "Единственный выход для людей — меньше потреблять, что также ударит по производителю и налогооблагаемой базе. Неизбежное повышение цен снизит реальный спрос, а значит, сузится рынок, и для части малого бизнеса просто не останется места. Конкуренция станет жестче, но потребителю от этого не станет лучше, потому что цены будут не падать, а расти",— полагает господин Журавлев.
Муниципальные слезы
Впрочем, если положение с региональными долгами властями осознается и какое-то движение в направлении исправления ситуации наблюдается, то будущее долгов муниципалитетов внутри регионов пока туманно. Крайне сложное положение с этими долгами наблюдается в значительной части регионов страны. Например, именно из-за долгов год назад не состоялось анонсированное губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым объединение Новокузнецка и Новокузнецкого района. Местные власти подсчитали, что на это уйдет более полумиллиарда рублей, и отказались от укрупнения города.
Всего российские муниципальные образования должны тем или иным субъектам 277,5 млрд руб. Обязательств, в том числе социальных, необходимость исполнения которых даже не обсуждается, у муниципалитетов предостаточно, собственных источников доходов у них почти нет. Практически все деньги, собираемые в муниципальных образованиях, уходят в федеральный или региональный бюджет. К примеру, в 2013 году город Саратов собрал 80,2 млрд налогов и сборов, из которых бюджет города получил только 8,6% (6,37 млрд руб.).
Глава Саратова Олег Грищенко неоднократно заявлял, что вопрос с бюджетной обеспеченностью муниципалитетов не только не решается, но и ухудшается с каждым годом. "Саратов является донором по отношению к другим муниципальным образованиям области, но при этом налоговых доходов, собранных с территории города, в местном бюджете с каждым годом становится все меньше и меньше. В 2000 году с территории Саратова было собрано налогов и сборов на общую сумму 7,7 миллиарда рублей, из них 24,3% поступило в местный бюджет. В 2013 году удельный вес налоговых поступлений в бюджет города уменьшился — 8,6% от общей суммы собранных налогов. Соответственно, все меньше средств может быть направлено непосредственно на исполнение полномочий органов местного самоуправления",— утверждает господин Грищенко.
Неизбежный рост цен, спровоцированный введением сборов, в целом негативно скажется на платежеспособном спросе
Ему вторит глава города Коврова Владимирской области Виктор Кауров, назвавший распределение заработанных городом денег несправедливым. "Главный ковровский налогоплательщик, завод имени Дегтярева, в городской бюджет в прошлом году перечислил 120 миллионов, а в бюджеты других уровней — 2,4 миллиарда рублей. В двадцать раз больше! Такая дикая диспропорция выражается в том, что чем предприятия лучше и эффективнее работают, тем... это почти никак не отражается на городе, в котором они находятся. Это парадокс: люди, живущие в этом городе и работающие на предприятиях, вырабатывают валовый продукт, материальные средства для области, для страны, а сами вынуждены жить с такими дорогами, тротуарами и дворами. А у муниципалитета ресурсов для решения вопросов местного значения часто просто нет. У нас порядка 37 позиций вообще не обеспечено никаким финансированием",— писал он исполняющей на тот момент обязанности губернатора Владимирской области Светлане Орловой.
И о том, что муниципалитетам не на что исполнять свои обязательства, говорят не только провинциальные регионы. От тех же проблем страдает Ленинградская область, которую в отличие от вышеперечисленных субъектов не назовешь глубоко провинциальной. Но проблема аналогична. Еще в конце 2012 года заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области Андрей Башнин, выступая перед членами совещательного органа, заявил, что органы местного самоуправления часто штрафуют за различные нарушения, связанные с состоянием подведомственного хозяйства. При этом у них просто нет средств, чтобы привести все в порядок. "Администрацию Борского поселения Бокситогорского района регулярно штрафуют за неисполнение полномочий по гражданской обороне: подвалы, по нормативным документам считающиеся радиационными укрытиями, залиты или подтоплены водой. Но на то, чтобы полностью отремонтировать сети и привести подвалы в надлежащее состояние, нужны средства, в несколько раз превышающие весь местный бюджет. У них просто нет таких денег, чтобы решить это вопрос",— посетовал Андрей Башнин. И с тех пор ситуация в регионе нисколько не изменилась.
Человеческий фактор
Поиск внебюджетных источников средств нередко заканчивается для чиновников уголовными делами. Один из примеров — дело в отношении первого заместителя главы администрации Саратовского района Василия Синичкина. В июле 2013 года ему было предъявлено обвинение в получении взятки. Следствие посчитало, что Василий Синичкин и его помощница Наталья Федосова, действуя по предварительному сговору, потребовали от руководителя коммерческой организации передать взятку в сумме 300 тыс., а замглавы требовала от другого лица передать через посредника взятку в сумме 50 тыс. руб. Впрочем, через два месяца дело было переквалифицировано на ч. 1 ст. 285 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями". Следствие согласилось с доводами защиты о том, что господин Синичкин не получал взятки, а деньги, переданные в администрацию района бизнесменом, предназначались для нужд муниципалитета. Адвокаты утверждают, что речь шла о спонсорской помощи от бизнесменов на организацию поездки районной делегации в Севастополь. На этой поездке якобы настаивало областное правительство, но денег из бюджета на ее организацию не выделяло. "На мой взгляд, Государственная дума должна пересмотреть бюджетное законодательство. На момент возбуждения уголовного дела в отношении меня долги Саратовского района составляли порядка 200 миллионов рублей. Даже на это в муниципальном бюджете не было денег, а власти должны еще исполнять распоряжения правительства области. Все почти без финансирования",— говорит Василий Синичкин. Статья УК РФ, по которой обвиняют господина Синичкина, предусматривает лишение свободы на срок до четырех лет.