Поколение пирамид
Экспертиза
Елена Чиркова, экономист, автор книги "Анатомия финансового пузыря"
К сожалению, финансовые пирамиды остаются для нас актуальными. До сих пор на слуху примеры последних реинкарнаций МММ. В США, где создание финансовой пирамиды — уголовное преступление, каждый год их закрывают десятками. Серьезного бума на фоне экономических трудностей в стране, скорее всего, не возникнет, потому что мошенничество в большей степени характерно для периодов экономического процветания. Подобных масштабов и социальных последствий, как в 1990-е, ожидать не приходится. После распада Советского Союза и соцлагеря на рынок вошли люди, с рыночной экономикой и финансовыми пирамидами не сталкивавшиеся. Они были неопытными инвесторами и спекулянтами, легкой добычей для мошенников. И речь не только о россиянах. Во многих бывших соцстранах возникли пирамиды масштаба МММ — в Румынии, Албании, Чехословакии... Крах албанских пирамид привел к массовым волнениям и даже отставке правительства. Но именно потому, что люди пережили те времена, сегодня у них есть своего рода прививка, память поколения.
В финансовые пирамиды вкладывается два типа людей. Первый — это те, кто знает, во что они играют, но думают, что умнее других участников, успеют заработать и выйти из пирамиды до того, как она лопнет. Второй тип — "лихачи", азартные игроки, похожие на игроков казино, эти не могут остановиться. Такие люди не переведутся.
Я считаю правильными предложения Минфина, например, об ответственности для активных участников финансовых пирамид. У "десятников", "сотников" и "тысячников" пирамиды Сергея Мавроди, которые не только вкладывали туда свои деньги, но и завлекали других участников, совершенно другой профиль риска. Их вложения в пирамиду почти безрисковые, потому что они зарабатывают на комиссиях от вкладов других людей, так что для них не столь важно, успеют ли они получить проценты. Они прекрасно понимают, что занимаются мошенничеством. Кроме того, без введения ответственности для активных участников такие "фирмы" не "ущипнуть". Современная пирамида, в частности Мавроди,— структура распределенная, там нет единого юрлица с единым собственником и единого мешка, куда стекаются деньги. А сам Мавроди вообще числился "консультантом".
Появятся ли у финансовых пирамид новые харизматичные лидеры типа Мавроди? Или, например, организатора подобной схемы в Румынии Йоана Стойки, который тщательно создавал себе особый имидж "отца родного", заботящегося о народе? Возможно. Однако пирамиду можно создать и без явного лидера — на основе идеи. Например, по поводу пирамиды Стойки в обществе распространился слух, что через нее возвращают деньги народу сторонники Чаушеску — это "золото партии", ранее вывезенное за границу. Про албанские пирамиды думали, что через них отмывает деньги итальянская мафия. В таких историях есть элемент правдоподобия, и они могут привлечь вкладчиков даже при отсутствии харизматичного лидера.